«мечты о кино» №1

До приезда с его коллекцией двд, я совершенно лишена возможности смотреть кино.

Поэтому решила компенсировать свое бедственное положение чтением чужих рецензий на незнакомые фильмы и мечтаниями о видеоблоге.

Жизнь моя становится все более и более виртуальной.

Smierc prowincjala / Смерть провинциала (1966) Занусси короткометражки

текст

Молодой студент работает на практике в отдаленном монастыре. Насмешливо наблюдая жизнь монахов, он все больше останавливает взгляд на одном, чудовищно дряхлом и еле передвигающем ноги. Заглянув однажды в его келью, студент находит монаха бессильно спящим на стуле с открытым ртом, но на столе перед ним разбросаны книги или страницы рукописи, поверх которых лежат его очки: в живом трупе еще теплится какая-то жизнь. Однако эта жизнь быстро его покидает: вот он падает на занесенной снегом лестнице и не может дотянутся до своих костылей; герой наблюдает эту сцену в окно; чуть позже под этим же окном стоит машина скорой помощи. Когда умирающего на несколько минут оставляют одного, студент снова заходит в келью и присаживается на грубую кровать. Старик пытается подняться и силится произнести первое в фильме слово — которое так и не прозвучит. Пара сцен кажутся вышедшими из немого кино и достойны мастеров экспрессионизма (вспомнилась Усталая смерть): в одной для еще живого монаха собрат по вере сколачивает гроб; другая представляет собой просто неподвижный план мертвых рук, залитых воском, держащих догорающую свечу. В финале студент появляется в часовне во время заупокойной молитвы. Его лихорадит, на этот раз он сам пытается что-то произнести, но слова не идут; когда он теряет сознание перед алтарем, в сцене нет ни намека на мелодраму: это чисто интеллектуальный акт — акт бессилия разума.

Не могу понять по описанию какова продолжительность этого фильма. Хочется верить, что он очень короткий, не больше 10 минут, а лучше, конечно, 3 или 5.

Первое что пришло в голову, после прочтения — фильмы питерских некрореалистов. Ассоциация забавная, потому что Занусси, если я правильно помню, режиссер не агрессивный. Скорее всего видео-ряд, несмотря на аллюзии с немым кино и экспрессионистами, далек от неряшливости и непристойности, которую культивировали некрореалисты. Скорее всего переживания мыслей о смерти, о бессмысленности и обреченности оформлены художественно: тонкая операторская работа, правильные композиции.

Стала размышлять, а какой видео-ряд использовала бы я для подобных размышлений? Декоративное отчаяние экспрессионистов протерто до дыр, эпические сцены большого, хоть и короткометражного, кино не имеют к моей фрагментарно-аутичной жизни никакого отношения. Актуален жест личный, персональный, как дневник. Что делает человек, который переживает неотвратимость и бессмысленность как сущность? Смотрит в стену? Путешествует? За окном чтото меняется, но это к нему не имеет никакого отношения. Главное краски должны быть гламурны, звук шипящий, а картинки случайны.

Вот так примерно:

Осторожно — это видео!