Две недели, проведенные в НЙ, ушли на попытки решения квартирного вопроса и разговоры о том, как правильно себя вести, находясь внутри гигантского раздувшегося пузыря НЙ недвижимости. В НЙ и Калифорнии настоящий бум, цены на жилье зашкаливают, покупатели гоняются за продавцами, а гонорары агентов по недвижимости стремятся в бесконечность.
Все Нью Йоркцы, хотят они этого или нет, погружены в размышления о том, как устроен рынок недвижимости и схлопнется ли пузырь на манер краха рынка акций. Избежать этих разговоров совершенно не возможно. Если вы владелец жилья, и вам регулярно сообщают, что ваш дом, теперь стоит на 2-3-4 миллиона долларов больше, чем вы думали (а вы и вообще не расчитывали ни на какие миллионы, вы купили его за несколько сот тысяч на деньги банка и собирались извиваться, сдавать половину и выплачивать проценты), то постепенно это информация начинает действовать на нервы. Безквартирный житель нью йорка, который мог бы пару лет назад купить прекрасную квартирку в Виллидже за 200 000, взяв в банке кредит, но не сделал этого, чтобы избежать хлопот или посчитав цену слишком завышенной, чувствует себя обворованным. Квартирка уже зашкаливает за 800 000 и уверенно берет новые рубежи. Дело тут не только в собственности и обогащении. Цены на недвижимость напрямую влияют на стоимость аренды, окончательно замыкая круг. Почитав с мужем разнообразные статьи и собрав мнения знакомых, я твердо решила, что не буду учавствовать в составлении прогнозов и коллективной игры в рулетку. Потому что, как известно, выигрывает всегда казино.
Я вспомнила своего любимого дедушку — Арона, который всю жизнь провел в советских обменных цепочках, выменивая комнату в коммуналке с 15 соседями, на «что нибудь получше». К концу жизни, они с бабушкой оказались в малюсенькой двух комнатной квартирке в Зеленогорске, которая перейдя мне по наследству, была продана, в качестве оплаты моего развода. Благодаря дедушке, я осталась владельцем чудесной квартиры на Васильевском, в которой вырос Чайковский. Если бы не Зеленогорская квартира, мне пришлось бы отдавать бывшему мужу его долю в нашей общей квартире.
Со своим огромным, старинным и удаленным от центра Нью Йоркским домом я решила поступить по советски: поменять его на крошечную (вполне хрущевскую) квартирку в Ист Виллидже, в 10 минутах ходьбы от школы моей дочки. Операция эта не такая сложная, как советские обменные цепочки из 10-12 участников, но хлопотная: банки, ссуды, разрешение совета кооператива дома, инспекции безопасности дома.
Моя цепочка развалилась перед самым отъездом в ДР. Так что приключения с недвижимостью будут продолжаться, хотя в Доминикане все это кажется каким то не реальным и призрачным.