Вспоминая Арто

Представление такого рода можно увидеть только в бедных странах, с ленивой законодательной системой.
Цивилизация уничтожает настоящий цирк вместе с натуральными продуктами.
Подлинная природа цирка – коллективное переживание страха, подсознательное ожидание провала, увечий, может быть смерти циркачей.
Цирк должен быть жестоким.
Мы попали в маленький семейный мексиканский цирк. Он существует с 1875 года , в нем работают артисты из Кубы, Аргентины и Мексики.
Прежде цирк для меня был связан с детскими предновогодними походами с родителями. Удовольствие довольно чахлое: однообразно наряженные клоуны, один и тот же назойливый сюжет : кто то ворует то ли новый год, то ли подарки и все за ним гоняются, по дороге показывая различные номера: акробаты, слоны, тигры и их дрессировщики. Народу как в метро. Слонов видно хуже, чем в Зоопарке.
Радикальное отличие от советского шоу: в Мексиканском цирке, во-первых, все очень близко, на расстоянии протянутой руки, тигры, жирафы, жонглеры, во-вторых, у артистов нет никакой страховки.
Когда акробат совершает прыжки вверх головой под куполом и зрители вскакивают с мест или коллективно вздыхают, то это действительно страшно. Если акробат упадет, то он – труп или инвалид.
Пирожки в фойе продает тетенька без правой руки. Наверное, работала с тиграми, мрачно заключили мы.
В течении всего выступления тигров, я тряслась как осиновый лист, впервые, совершенно серьезно опасалась за свою жизнь. Шесть здоровых, жирных кошек, каждая из которых может легко передушить половину зрителей, отделены какой то ржавенькой решеточкой, за 10 минут установленной, не внушающими доверия рабочими. Сомнительно, что кто то в этом цирке проходил контроль безопасности. А когда дрессировщик залез с одним из тигров на подвешенную под куполом площадку и стал раскачиваться буквально над головами зрителей, я была уверена, что сейчас тигр просто спрыгнет прямо мне на голову. Цирк маленький, все соучастники.
Позже выяснилось, что актеры цирка, одна большая семья, живут в том же, что и мы отеле. Мы теперь здороваемся по утрам.
фотографии
@@

zirk_1

Зрителям первых рядов раздали корм и разрешили жирафа кормить. Это жирафенок. Вообще интеракция со зрительным залом и его (зала) свободное обращение с циркачами: вылезают на сцену, орут, так что уши закладывает, превращает представление в совсем уж экзотическое для западного человека действо.

zirk_2

Клоун — метатель ножей. Привязан зритель — активист. Стандартное для цирка «приглашаем поучаствовать желающих из зала» выглядит тут совсем иначе. Желающих — пол зала, они ни у кого не спрашивают, когда им выходить. Балаган, а не цирк.

zirk_3

В прошлом представлении этот немолодой полноватый дяденька грохнулся с вывернул руку, в этот раз я за него переживала.

zirk_4

Это наша знакомая — Клаудия. Она из мексиканской семьи — владельцев цирка. Выполняет все стандартные номера: летает под куполом зажав веревку зубами, вертиться по разному — все без страховки. Смотреть на нее по-настоящему жутко. Хотела спросить, что то типа:» Как же вы так… можете?».. Потом сообразила, какая это глупость. Вообщем, она — бесспорная инопланетянка.

zirk_5

Союз артистов и зрителей — главная прелесть представления. Зрители просто исходят на нет от восторга: у нас уши закладывало от их криков, свистов и топота.

zirk_6

Дети.

zirk_7

Все представление думала: присоединиться бы к ним на 2 недели с камерой. Получилось бы отличное документальное кино. Во первых, это не европейский цирк. Повторюсь: никаких страховок, работают без выходных, каждый день – 2 представления в 3 дня и в 8 вечера, участники которых совершенно серьезно подвергают свою жизнь немалому риску. В тоже время, они ведут и чувствуют себя как народные герои, а не как прикованные к галерам заключенные. Артисты так и должны, наверное, жить.
Эта семейка в 1850 года путешествует.