Как Запад победил СССР.

Продолжаю читать текст про «Инновационную экономику» в журнале rgnoogen@npj
Описание развития российской вычислительной технике и ее крах в 1969 году, когда ленивые засранцы-начальники, представители наступающей брежневской эпохи, решили перейти за уворованный стандарт IBM.
Главный маркетинговый принцип распространения проприетарного софта — дать бесплатно в расчете на то, что лентяи не способны и пальцем самостоятельно пошевелить, а потом куда деваться? Кто в доме хозяин?
@@

Начнем с того, что интернет был изобретен у нас. Общепринятым стало мнение, что интернет возник из разработок американского военного Агентства перспективных исследований (DARPA). «В начале ARPA создало ARPANET» – так звучит история в хрестоматийном пересказе программиста Денни Коэна. Мало кто знает, что первая локальная сеть была сконструирована советскими инженерами С.Лебедевым и В.Бурцевым для управления противоракетной баллистической станцией в 1956–62 гг. и в 1958 году успешно прошла испытания на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Начальные этапы развития вычислительной техники в СССР были поистине вдохновляющими. Задача разработки и овладения новейшей вычислительной техникой была поставлена вскоре после войны, и поначалу решалась в суровых послевоенных условиях разрухи: ученые работали по общему трудовому графику, имея право на один за день выход за пределы лаборатории, на продовольственных карточках, и т.д. Б.Н.Малиновский прекрасно описывает все это в своей классической «Истории вычислительной техники в лицах». В 1950–60-е годы были построены первые в континентальной Европе, содержащие уникальные технические решение компьютеры – или, как их стали называть позже, ЭВМ: МЭСМ и БЭСМ ((Малая и Большая электронная счетная машина) под руководством С.А.Лебедева, универсальные ЭВМ общего назначения «Урал» под руководством Б.И.Рамеева; разработана теория цифровых автоматов В.М. Глушкова и ряд других теорий, совершенно оригинальных и до сих пор не востребованных в контексте мировой науки. Ветераны тех времен утверждают, что для советских инженеров и программистов вовсе не были безусловными авторитетами классики западной компьютерной науки фон Нейман и Винер, более того, когда их книги появились в переводе на русский, они не были чем-то совершенно новым и неожиданным.

С установлением и развитием командно-административной системы, с прогрессом «брежневского застоя» все изменилось. «Началом конца» историк технологий Юрий Ревич называет 18 декабря 1969 года, когда на совещании у министра радиопромышленности СССР В.Д.Калмыкова было принято, а потом на заседании коллегии Минрадиопрома утверждено решение об ориентации ЕС ЭВМ на архитектуру IBM/360. Оптимизм правительственных чиновников был подогрет тем, что после войны во Вьетнаме советские конструкторы имели возможность разобрать на микросхемы большое количество сбитых над Вьетнамом американских истребителей. Но это означало отказ от разработки собственных, отечественных стандартов компьютеров, принятие ориентации на американский стандарт, в расчете на то, что и дальше можно будет «воровать» по максимуму железа и программ вместо того, чтобы разрабатывать собственные. Это также означало объединение под одним начальством ранее диверсифицированных исследовательских лабораторий. Теоретик программного обеспечения Эдсгер Дейкстра назвал решение советского правительства «величайшей победой Запада в холодной войне».