Интересное интервью про Иран

у avrom@npj
@@
Хомейнистский шиизм – он модернизированный, он не совсем такой, что был при Севефидах. Хомейнизм, как это ни странно звучит, суть явление совершенно новое, это вестернизированный ислам. В классическом джафаритском шиизме (тот вариант шиизма, что распространен в Иране), большое место занимает идея ожидания прихода Махди. Это, условно говоря, исламский Мессия, двенадцатый имам. Шииты признают «праведными имамами», то есть законными повелителями правоверных, только потомков Али, зятя и племянника Мухаммада. Только принадлежащий к этому семейству может быть, согласно воззрениям шиитов, имамом, то есть повелителем мусульман. Сунниты же полагают, что править мусульманами, в принципе, может любой правоверный. Считается, что было одиннадцать имамов, то есть законных правителей, а двенадцатый имам, хотя и был рожден, потом был скрыт от глаз людей. Но он может «открыться», вернуться в любую минуту. Это может произойти как сегодня, так и через сто лет, – никто не знает когда именно. Когда скрытый имам придет – настанет полное благоденствие и царство справедливости. Власть шахов считалась временной и шаткой. Но именно вследствие ее временности шаху давались неограниченные полномочия – ведь в любой момент он может уйти, передать власть Махди. Духовенство же занималось богословскими вопросами и особенно не вмешивалось в политику. Хомейни изменил это традиционно сложившееся, положение. Он выдвинул идею, что мусульманские авторитеты обязаны активно вмешиваться в политику. Он утверждал, что следует построить исламское государство, политическая власть в котором должна принадлежать высшему духовному лицу.

Эта концепция явилась ответом на политику вестернизации, проводимой последним шахом Реза Пехлеви. И Хомейни удалось претворить свои идеи в жизнь. Он обладал несомненным талантом политика, умел маневрировать между различными силами, когда он приходил к власти, его поддерживало большинство населения, в том числе и те силы, с которыми он потом расправился. Хомейни в совершенстве владел искусством политического лавирования, хорошо чувствовал, с кем выгодно блокироваться и когда от уже ненужного союзника можно избавиться. При этом он умел оставаться в тени, занимая внешне незначительные посты, формально не претендуя на лидерство – в результате чего к нему обращались как к нейтральной фигуре, которая может разрешить противоречия между враждующими кланами. Хомейни построил ситуацию так, что лидерство ему принесли на блюдечке с голубой каемочкой, его фактически позвали на руководство, к нему обратились, а не он сам кричал, что хочет быть лидером. А дальше уже он действовал очень жестко, зачищая всех реальных и потенциальных противников. Схожими методами действовал и Сталин, он и Хомейни – явления одного порядка. Хомейни также выдвинул идею экспорта исламской революции, согласно его планам, эта революция должна была охватить весь мир, в первую очередь, конечно, исламские страны, а уж затем и все остальные. Хомейни также создавал образ Израиля в качестве врага ислама, что бы сплотить вокруг борьбы с этим врагом вместе Иран и арабские страны. Так, Хомейни выдвинул идею, что Иерусалим – первая кыбла ислама. Кыбла – это направление молитвы, сейчас это – Мекка, но в первые годы существования этого учения мусульмане молились в сторону Иерусалима. Потом сам Мухаммад поменял кыблу, направление молитвы, с Иерусалима на Мекку. И Хомейни выдвинул идею, что, несмотря на то, что Мухаммад в свое время поменял направление молитвы с Иерусалима на Мекку, Иерусалим все равно сохранил некое религиозное значение, раз этот город когда-то был кыблой для мусульман.

Хотя ранее для шиитов Иерусалим некогда не был важен, для них, после Мекки в первую очередь святы города Наджаф и Кербела, места мученической смерти имама Хусейна и сыновей Али. То, что вдруг всплыл Иерусалим, еще и как первая кыбла, которую отменил Мухаммад – это нововведение Хомейни.