Откуда берутся популярные современны герои.

Шабуров пишет: «Акунин рисует наш теперешний идеал — золотой период дореволюционной

империи и главный социальный тип нашего времени — клерка-менеджера-фээсбэшника. «

У Фандорина даже есть собственный фан-сайт, поддерживаемый любителями-энтузиастами.

Удивительно, как такие гадкие эстетические предпочтения рождаются почти одновременно в головах миллионов граждан. Кровожадная масс-медия ничего подобного не навязывала! Издательство Захаров, раскрутившее Акунина и его главного героя, как известно, было маргинальной лавочкой, замечательной скорее забавными эксперементами и открытиями, чем попытками закатать бетоном головы сограждан. Первый герой, которого издатель Захаров попытался сделать народным, была актриса Фаина Раневская , дневники которой он обработал и издал.

Надежды на то, что она станет современным Чапаевым отчасти оправдались, но ничего подобного фандоринскому успеху не вышло. Почему?

Почему веселая, циничная и умная Раневская не смогла затмить слюнявого служивчика Фандорина?

Может быть потому, что аудитория проектов Захарова, это так называемая «элита общества», укомплектованая олигархами и офисными крысами, то есть так или иначе людьми служивыми?

Напротив, Маринина, Донцова и прочие «народные брэнды» обращались к социальным низам, и поэтому их темами оказались темы фольклорные: солидарность, справедливость, семья и любовь.

Получается, что в массовой народной литературы, гораздо больше человеческого, чем в такой же литературе для среднего класса?

Шабуров пишет про Маринину: «Маринина пишет не столько детективы, сколько реалистические семейные романы XIX века. Как Бальзак или Флобер.» и про Донцову:

«Однако можно понять, на чем зиждется популярность ее книжек. Сквозь удобочитаемую форму сквозит социальная солидарность. Героиня из коттеджного поселка с сочувствием расследует происшествия из иной жизни, где царит чудовищное имущественное расслоение, где, оказывается, не работают лифты и всегда пьяные мужья, где одна семья рожает для другой дитенка за цену бутылки коньяка, купленной героиней в гости к соседям. То, что Донцова вставляет такие вот непридуманные детали в свои сказки, придает им важное для читателя правдоподобие. Это не сымитируешь, хотя многие пытаются. Это как Путин сказанет на пресс-конференции чего-нибудь ниже пояса («мочить в сортире» или «запаслись ли вы памперсами») — и опознавательный сигнал «свой» массой получен. Но главное — в сказках Донцовой явлены чаемые миллионами модели поведения, каждый получает по заслугам, злу противостоит братская взаимопомощь.»

Вот такая получается картинка.

Впрочем, я сама, ни Донцову, ни Маринину не читала, сериалов, снятых по ним не смотрела. Читала несколько книжек про Фандорина.

Поэтому могу только полагаться на пересказы Шабурова, который тоже признается, что книжек сих неосилил.