Кому на Руси жить хорошо?

Читаю Некрасова.

В школе я его неасилила. Потому что — зануда. Когда я писала обязательное школьное сочинение: «бедные крестьяне, плохие помещики, давайте уж скорее октябрьскую революцию совершать, а то всех достало социальное неравенство», то, кратко перессказывала содержание учебника по литературе.

Про себя я, тем временем, размышляла на тему бессмысленной жизни социально ангажированных художников.

Тогда мне казалось очевидным: как только ты принимаешь близко к сердцу любую существующую идеологическую установку, сразу же становишься агрессивно скучным. Все твое художественное преназначение — издеваться над бесправными школьниками!

Сейчас кажется, что эта поэма — беспредельная крутота!

Во-первых, очень странные интонации, совершенно не знакомый мне русский язык. Как будто читаешь тексты какой-то музыкальной группы. Типа «Вопли Видоплясов».

Во-вторых, все эти реалии, совершенно чудовищные. Сначала 7 мужикам, путешествующим по Руси, волшебная птичка дарит скатерть-самобранку с условием: «есть можно сколько угодно, а вот пить не больше ведра водки в день». И вот тут еще про любовь к спиртному. Оглушительная картина.

Кузьминское богатое,

А пуще того — грязное

Торговое село.

По косогору тянется,

Потом в овраг спускается.

А там опять на горочку —

Как грязи тут не быть?

Две церкви в нем старинные,

Одна старообрядская,

Другая православная.

Дом с надписью: училище.

Пустой, забитый наглухо,

Изба в одно окошечко,

С изображеньем фельдшера,

Пускающего кровь.

Есть грязная гостиница,

Украшенная вывеской

(С большим носатым чайником

Поднос в руках подносчика,

И маленькими чашками,

Как гусыня гусятами,

Тот чайник окружен),

Есть лавки постоянные

Вподобие уездного

Гостиного двора…

Пришли на площадь странники:

Товару много всякого

И видимо-невидимо

Народу! Не потеха ли?

Кажись, нет ходу крестного.

А, словно пред иконами.

Без шапок мужики.

Такая уж сторонушка!

Гляди, куда деваются

Крестьянские шлыки:

Помимо складу винного,

Харчевни, ресторации,

Десятка штофных лавочек,

Трех постоялых двориков,

Да «ренскового погреба»,

Да пары кабаков.

Одиннадцать кабачников

Для праздника поставили

Палатки на селе.

При каждой пять подносчиков;

Подносчики — молодчики,

Наметанные, дошлые,

А все им не поспеть,

Со сдачей не управиться!

Гляди, что протянулося

Крестьянских рук, со шляпами,

С платками, с рукавицами.

Ой жажда православная,

Куда ты велика!

Лишь окатить бы душеньку,

А там добудут шапочки.

Как отойдет базар.

Я еще не дочитала до конца, но ничто в тексте не напоминает идеологическую листовку, про которую я написала в школе успешное сочинение.

Персонажи скорее похожи на героев Гоголя в описании Набокова, чем на ударные обличительные частушки.