Художники и евреи.

Напрасно я решила, что художники люди безнадежно отчаявшиеся.

Судя по замечательным описаниям юзера paslen, обсуждения на тему «Возрождение Еврейских Местечек» проходили очень бурно.

Архитекторы и художники по очереди выходили со своими почеркушками на лобное место и рассказывали об идеях, пришедших в первые дни жизни в Ш. Преобладали завиральные проекты, типа выгораживания в Шарогороде оффшорфной зоны свободной для торговли и, например, употребления травы; наведения мостов между холмами, установления огромной статуи Майкла Джексона, завоза евреев на автобусах (своих евреев в Шарогороде осталось не более двух десятков,а куда местечку без оных?); превращения в Шаргород в совершенно закрытую, автономную зону, пуск по улице Ленина антикварного трамвая (в противовес мегаполисам, избавляющимся от этого, якобы, устаревшего вида общественного транспорта); проведение в Шарогороде фестиваля воздушных шаров, роспись элеватора, торчащего над городом и видимого с любой точки парой целующихся белых лебедей, установка, оммажем местной традиции ставить кресты на развилках дорог, большого креста из стеклобетона с каким-то сложным внутренним решением, контрастирующим с внешним решением и т.д., всего и не упомнишь. Кто-то разрабатывает проекты фонарей, реагирующих на датчики движения (важная, между прочим, проблема — ночи в Шаргороде смоляные, беспросветные), кто-то занимается проектом реконструкции винзавода, Алекс и Соня думают о реконструкции синагоги, в которой неутомимый Погорельский собирается открывать музей современного искусства. Есть тут ещё и детская архитектурная студия. Киевский художник Филипп и автор московского «Атриума» на Курской Кирпичев возятся с детьми, на плечах которых хрупкое шаргородское будущее.

Насколько я понимаю, религиозных евреев такие планы «возрождения» должны бы опечалить.

Однако, у евреев структура сетевая и заточенная под продуктивные внутренние конфликты.

Я всегда вспоминаю анекдот, который мне рассказала мама моего любимого детского друга Софа Левитан:

Попав в кораблекрушение, еврей выплыл на необитаемый остров. Обсох, напился воды и сразу же принялся строить две синаноги.

Удивился Б-г и спрашивает еврея: «Зачем тебе две синагоги? Это же необитаемый остров.»

«Как зачем?»- отвечает еврей. «Потому что, в одну я буду ходить, а в другую — ни ногой!»