Красная звезда с черными буквами.

Алексей Плуцер-Сарно провел в акцию «Стань русским».

Председатель комиссии по русификации выдвинул центральную идею перформанса. «У русского человека есть три отличительных от любого иноземца признака», — говорит председатель комиссии товарищ А. Плуцер-Сарно, — «русский 1) хорошо «держит удар» (непобедим), 2) может запросто выпить 200 гр. водки (выдержит любые испытания) и 3) с легостью выносит матерные проклятия, да и сам может загнуть при случае (ничего не боиться). Посему для полной русификации необходимо 1) захотеть стать русским, 2) публично выдержать удар, 3) выпить залпом 200 гр. водки и 4) спокойно выслушать в свой адрес Большой Петровский матерный загиб. После этого любой человек символически может считаться русским».

Было куплено несколько ящиков водки, которая была расставлена прямо на столах в зале музея.

После чего всем «обрусевшим» выдавался нагрудный памятный знак — красная пятиконечная звезда с надписью черными буквами «русский».

Проект этот по своему замечательный. Особенно прошибают красные звезды с черной надписью, выдаваемые «новообращенным русским». Причем дяденька-художник напоминает одновременно и газпромовского начальника и еврейского банкира.

В контексте израильского современного искусства, акция должна была бы выглядеть таким образом:

Арабского вида человек (лучше со знаками милитаристких отличий) выдает желающим стать евреями

посетителям выставки (в основном палестинским арабам) нагрудные желтые звезды с надписью «еврей» и предлагает посидеть некоторое время в комнате с табличкой «газовая камера». После чего они получают официальную музейную справку, что с настоящего момента, они могут считаться евреями на 99% (100% евреев, как и 100% русских не бывает).

Помещение, в котором проходит экспозиция завешано плакатами в стиле «толстый жадный жид», можно еще добавить плакатов в стиле «терпевцы».

А музей находится на оккупированных территориях.

Думаю, что за такое могли бы и побить? Причем обе стороны.

Или нет?

Впрочем, я давно в Израиле не была. Хорошо бы спросить у местных жителей.

Мне кажется, что музейная акция «Стань русским» — яркий пример искусства 90-тых.

Художник понимает себя как:

— организатор «развлечений в музеях». Зрители должны быть возбуждены. Необходимо разговаривать со зрителем наравных.

— Художник — это человек, который тестирует границы допустимого. Он изначально избавлен от социальной или моральной ответственности. Он обязан «раскачивать» и «открывать новые горизонты», а связывать и обустраивать — это задача совершенно других людей.

— Художник — это частный предприниматель. Он вынужден обустраивать свою личную карьеру. Если художник не способен привлекать ресурсы (организовывать выставки, проекты) , то он вылетает из контекста.

Под «контекстом» в данном случае понимается функционирование внутри арт-системы. Художник и система трутся друг о друга, обоюдно укреплясь и раскручиваясь.

Лучше всего для Продвижения подходят провокативные арт-шоу. На них реально получить подсос от конвенциональных медия и профанов. Общественность будет биться-стреляться на тему «можно ли бить русских по лицу» или «правильно ли рубить иконы».

Или, может быть, я ошибаюсь?

Музейные междусобойчики, царапающие общественное мнение, это вовсе не умирающее искусство 90-тых, а начало совершенно нового этапа: граждане, называющие себя художниками будут врываться в музеи, трахаться, бить друг друга по лицу, напиваться и глумиться над властями.

Кто-то на таких повадках капитализируется, кого-то побьют, но музейные залы могут радикально измениться.

А это очень хорошо.