08.04.2008

Феня на идише.

Для Даны, изучающей идиш, чтобы не было скучно:


Русская "феня", говорящая на идиш.




"Межъ воровъ во множестве употребляются слова еврейскаго происхождения".

("Наставление по полицейскому делу". СПб 1892)


Впервые русскую "феню" я услышал ещё будучи мальчишкой в дворовых компаниях. Старшие заводилы, кроме обильных и смачных порций русского мата вставляли непонятные словечки, о смысле которых я догадывался уже по ходу дела. Воровская "феня" вместе с блатными песнями пришла в советский быт из сталинских лагерей. Миллионы советских людей, прошедших через ужасное горнило Гулага приносили с собой манеры, законы и язык уголовного мира. Вставлять в свою речь матерные слова и воровскую "феню" считалось "крутым", придавало словам вес и авторитет. Уже тогда я заинтересовался сходством тех немногих известных мне идишеских слов с воровской "феней".

Идиш - язык ашкеназим, немецких евреев, который после их изгнания из Германии в средние века распостранился в среде европейских евреев. Евреи - очень консервативный народ. И если они что-нибудь перенимают у другого народа(одежду, язык), то придерживаются принятого чрезвычайно долго. Идиш на 70% состоит из немецких слов, остальные достались от древнееврейского и славянских языков. Грамматика сохранила черты старонемецкого правописания, тогда как сам немецкий значительно усложнился под влиянием Гёте.

После освоения в Израиле языка иврит (восстановленного древнееврейского языка) мой интерес к сходству языка идиш с русской "феней" ещё более возрос. Многие ивритские слова схожи со словами языка идиш. Хотя и имеется различие в произношении некоторых букв: так ивритская "т" (тав) на идише произносится как "с", ивритская "с"(син) на идише звучит как "ш"(шин) и т.д. Приведу примеры некоторых известных мне слов из русской "фени", по которым вы можете оценить их сходство с еврейскими словами.

Само слово "феня" происходит от еврейского ???? офен - способ (видимо, выражения).

Блатной - Die Blatte (нем. идиш) - лист, бумажка, записочка. Тот кто устраивался по блату, имел "бумажку" от нужного человека.

Фраер( идиш, нем. Frej - свобода) - свободный, вольный, тот, кто не сидит в тюрьме. У воров мир делится на своих - блатных, воров, и на фраеров - цивильных, не принадлежащих к воровскому миру. Последних разрешается обворовывать и обманывать. В этом значении слово фраер - это простак, тот, кого можно обмануть.

Ксива(от ивр. ????? кт(с)ива - документ, нечто написанное) - документ.

Хевра(от ивр. ???? хевра - компания, фирма) - воровская компания. Отсюда же и хевре, хеврая - ребята, братцы, хлопцы, пацаны, свои люди.

Малина(от ивр. ???? малон - гостиница, приют, место ночлега) - место сбора воров.

Хана(от ивр. ??? хана - делать остановку в пути, привал) - конец. Отсюда же Таганка(???? тахана - станция) - место привала.

Шмон(от ивр. ????? шмона - восемь) - обыск, шмонать - обыскивать. В царской тюрьме камеры обыскивали в 8 вечера, во время ужина заключенных.



Хипеш(от ивр. ????? хипус - поиск, обыск)- обыск. Отсюда же и хипесница - воровка.

Параша(от ивр. ??? параш - всадник) - в тюрьме ведро для справления естественной нужды. Видимо, сидящий на таком ведре напоминал ворам всадника и они переделали слово в ласковое женское имя.

Халява(от ивр. ??? халав - молоко) - бесплатно.

"Неимущим евреям бесплатно раздают х а л я в - кринки с молоком и халы, чтоб было чем встретить субботу." (Акунин)

Мусор(от ивр. ???? мосер - предатель, доносчик) - милиционер.

Шалава(от ивр. ???? шилев - сочетать) - девка, проститутка, женщина, "сочетающая" одновременно с несколькими мужчинами, когда те не знают о существовании соперников.

Стырить(от ивр. ??? ситер - сделать в тайне) - украсть.

Башли, башлять(от ивр. ???? бишель - варить) - делать навар от афёры.

Атас(от ивр. ???? атуд, идиш. атус - внимание, приготовится) - подготовка, предназначение

Бугор(от ивр. ???? богер- взрослый, совершеннолетний)- бригадир, авторитет в преступной среде.

Кабала(от ивр. ???? кабала - - квитанция, расписка, принятие, получение) - крупная сумма долга.

Кагал(от ивр. ??? каhал - толпа, люди, публика, компания) - община, собрание.

Каленый(от ивр. ??? кэле - тюрьма) - имеющий судимость.

Кантоваться(от ивр. ??? кенес - сбор, слёт, съезд) - быть вместе.

Кодла(от ивр. ???? кэдале - бедный, нищий, убогий) - сборище воров, босяков, оборванцев, голи перекатной. Отсюда, возможно, кидала - жулик

Коцаные стиры(от ивр. ??? кацэ - край, ????? стира - царапина) - меченые карты( букв. с нацарапанными краями).

Кошарь(от ивр. ??? кэшэр - общение, связь) - делающий передачу заключёным.

Курва(от ивр.???? карва, курва - близость, родство) - шлюха.

В древности, чтобы сплотиться, у дружинников должно быть всё общее: пили "братнину" - чашу с общей кровью, а потом с вином. У блатных такой своеобразной "братниной", видимо, была курва. После процедуры коллективного коитуса с курвой все воры становились родственниками(на ивр. ?????? кровим - родственники).

Лох(от ивр. - ???? лахут - жадный) - объект для одурачивания, обмана.

Лягаш(от ивр. ??? лахаш - шептун) - сыщик, доносчик, шпион, провокатор.

Малява(от ивр. ???? ?? мила ва - слово пошло) - письмо.

Ништяк(от ивр. ???? ништак - мы успокоимся) - здорово, отлично.

Чуве(от ивр. ????? тшува - возвращение, покаяние, раскаяние) - разрыв с воровским миром.

Отсюда Чувиха - раскаявшаяся, возвратившаяся в мир курва или проститутка.

Чувак - "завязавший" и вновь ставший "фрайером".

Шухер(от ивр. ???? шухрер - освобождёный от забот, тягот) - не участвовать непосредственно в воровстве. Стоять на шухере - караулить, не идёт ли опасность для воров при делах.

Я привёл примеры известных мне слов. Список блатных слов, имеющих еврейское происхождение можно ещё продолжить.

Однако, почему же так называемый "воровской мир" практически говорит на чистом, немного загрязнённом идишем, иврите? Почему идиш является вторым по величине (после цыганского языка) источником для блатного сленга в русском языке, да и не только русском?

Вот что пишет об этом Дам Михаель в своей статье "ЯЗЫК РАВВИНОВ И ВОРОВ ХОХУМЛОЙШЕН" :

В Средние века, в Новое время в Германии на тайном языке "лашон хохма" или Kokumloschen общались между собой воры, нищие и бродяги. Еврейский лошенкойдеш (священный язык), языковый слой идиш, состоящий из ивритских и арамейских слов священных текстов, проник в воровское арго чуть ли не раньше, чем возник сам идиш.

Немецкий филолог фон Трайн регистрирует язык уголовного мира, "хохемер-лошен" как смесь немецкого и еврейского языков, распространенных у воров, нищих и цыган. (J. K. von Train Chochemer Loschen, Meissen 1833). Еще раньше где-то в конце 15 века впервые вышла в свет в Базеле "Книга бродяг" - Liber Vagaborum. Первое издание по-немецки осуществлено в Германии в 1515 г. Многократно переиздававшаяся книга описывает жизнь гильдии нищих и их вождей. В книге приведен глоссарий языка нищих. Иврит составляет там 22%!

Любой словарь немецкого воровского жаргона содержит большое количество ивритских слов. В глоссарии Liber Vagaborum их количество и вовсе впечатляет: 65 ивритских или арамейских слов, 53 - немецких, по 19 латинских и голландских, 5 - французских, 4- цыганских, одно - испанское и 29 слов невыясненного или спорного происхождения.

Лично мне кажется, что в момент возникновения воровской фени евреи, так же как и цыгане, нищие и прочие люмпены находились вне общества. На них не распространялись общие социальные законы. Они были выброшены за борт обществом как люди второго сорта. Это их объединяло. Евреям, например, запрещалось в христианских странах заниматься любой достойной деятельностью, необходимой для пропитания: запрещалось заниматься сельским хозяйством, вход в учебные заведения, рабочие и купеческие гильдии для них был закрыт. Евреи были вынуждены заниматься "недостойной" деятельностью. Сюда входило ростовщичество(теперь уже принятое во всех цивилизованных обществах как банковское дело), мелкая торговля. С другой стороны, асоциальной прослойке требовался свой язык, непонятный "честным фраерам". Цыганский и еврейский язык подходил для этого как нельзя кстати, поскольку был совершенно не знаком населению стран в которых проживали асоциальные элементы.

Существует несколько версий влияния еврейского языка на воровской жаргон, но эта тема по-прежнему остаётся малоисследованной.


нашла у [info]kovalev_org



Share to Facebook
4:16   МЕТКИ:,



Комментарии

  1. avatar polenova says:

    Кое-что правдоподно, кое-что – нет. Таганка, к примеру – от знаменитой тюрьмы а никак не из иврита. Курва тоже выглядит неубедительно.

    1. avatar a_chromosome says:

      Курва – польское слово… хотя – кто его знает, может поляки его у кого нибудь заимствовали.

    2. avatar nikadubrovsky says:

      видимо, автор статьи правильно объясняет – идиш был языком низов и отщепецев.
      Кто ходил к ростовщику и барыге – продавцы краденного, алкоголики.

      Такой специальный смачный мир, состоящий из воров и цадиков.

      1. avatar cema says:

        Идиш был нормальным языком обычных людей.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        обычными людьми в российской империи были крепостные крестьяне

      3. avatar cema says:

        Обычных людей в России было много разных. Крестьяне, между прочим, говорили на разных диалектах (хотя и русского языка, как правило).

        На идиш говорили практически только евреи, но зато на нём говорили почти все евреи, далеко не только “низы и отщепенцы”.

      4. avatar nikadubrovsky says:

        конечно, в россии жили разные люди. Например, иностранные архитекторы, построившие Питербург,
        но крепостные крестьяне значительно преобладали.

        ::На идиш говорили практически только евреи, но зато на нём говорили почти все евреи, далеко не только “низы и отщепенцы”.

        совершенно верно. Поэтому кто-то и сказал про идиш: язык равинов и воров.

        Если действительно правда, что феня на большой процент состоит из идишских слов , то этим можно только гордится.

        Во-первых, мне не кажется, что в те времена воры были чем-то хуже рабовладельцев, а во-вторых, русский арго – для российской культуры будут поважней русского-литературного.

  2. avatar kovalev_org says:

    Еврейским детям такое нужно показывать с осторожностью – в комментах к источнику пояснили, что там много натяжек

    1. avatar nikadubrovsky says:

      дети, скорее всего, сами разберутся.

  3. avatar shaherezada says:

    Вот уж не думала, что такие слова как “малина” или “шалава” – не русские! Они же образно легко ложаться на “малину” как некую пирушку в кустах и на глагол “шататься с кем попало”.
    Ещё больше зауважала неоценимый вклад великой еврейской культуры в мировую к-ру.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      я вот тоже, сколько живу – не перестаю удивляться.

  4. avatar tumelya says:

    Про “мусора” – есть натяжка. В 20-е милиционеры носили значки “МУС” (Московский Уголовный Сыск). Отсюда – “мусора”. И про “курву” притянуто. Читал, что лингвисты выводят сие из славянской курицы, плодовитой птицы.
    Но ссылка любопытная. Спасибо.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      см. коммент ниже

      1. avatar tumelya says:

        Не исключено, что на старый смысл наложился новый. Информация в комментарии интересная.

  5. avatar lozelo says:

    Da, mnogoe prityanuto za ushi.

  6. avatar avigdor says:

    Возможно есть натяжки. Но точно, что слово Мусор не натяжка. Норма набора рекрутов в царскую армию для евреев была в несколько раз выше ,чем для других народов России. Часто детей прятали, не регистрировали их рождение. Появились выкресты- вербовщики, которые втирались в доверие и передавали детей в кантонисты. Часто семилетних… Часто детей вынуждали креститься. Было немало самоубийств…
    Эти самые похитители детей, “передаватели” (на иврите мусоры) и назывались мусорами. Было принято особое раввинское постановление, разрешавшее убивать подтвержденного мусора без суда. В смысле “доносчик” это слово и использовалось и широко известно именно в России.

    Кстати – слово шлюха – оно тоже имеет еврейское происхождение. Шлуха на иврите “отосланная”, так называли разведенную по инициативе мужа.

    Кстати – знакомый бельгиец выучив иврит обнаружил, что стал понимать стихи Вийона без дополнительных сносок… :)

    1. avatar cema says:

      Насколько мне известно, среди хапунес были далеко не только выкресты.

      1. avatar avigdor says:

        Да. Безусловно не только.

    2. avatar uzheletta says:

      а не “груша” ли ее называли случайно (разведенную)?
      а инициатива еврейского развода всегда у мужа, у женщин нет возможности развестись.

      1. avatar nikadubrovsky says:

        ::а инициатива еврейского развода всегда у мужа, у женщин нет возможности развестись.

        по-моему, это какая-то специфическая версия иудаизма. Мы были в нескольких музеях, где показывались равинские суды, где разводили по инициативе жен, в том числе, за то, что муж не зарабатывает денег (не кормит семью) или не удовлетворяет свою жену.

        Впрочем, весь иудаизм состоит из специфических версий.

      2. avatar uzheletta says:

        Ника, ты права, конечно, женщина может хотеть развестись (допустим из-за финансов), и попросить у мужа развод, но дать разводное письмо может только мужчина. если он против, женщине трудно что-либо сделать. Ну а если муж хочет развестись, то он просто пишет разводное письмо.

      3. avatar nikadubrovsky says:

        хм… я знаю, что мужчина может пропасть и даже жить в другом городе и жениться, а его жена все еще будет “замужем” пока он ей не даст разводное письмо, но что муж может сам развестись, без участия жены, этого я не знала.
        любопытно.

      4. avatar uzheletta says:

        ну да, без участия и согласия. главное-письмо и два свидетеля, женщина после этого-разведена.
        кстати, Шлухим-это посланцы с любой миссией. Например, посланники любавическкого ребе (которые у метро пристают со свечами и тфилинами), они -шлухим. а в единственном числе-шлиях (если не ошибаюсь).

      5. avatar nikadubrovsky says:

        ага6
        мне казалось, что это произносится как шлохим.
        шлюха вполне может быть производное от этого слова.

      6. avatar uzheletta says:

        да, наверное.

      7. avatar avigdor says:

        “у да, без участия и согласия. главное-письмо и два свидетеля, женщина после этого-разведена.”

        Да. И с соблюдением условий по ктубе. Каковая является собственностью женщины и содержит обязательства перед женой со стороны мужа.

        Что касается терминов – не шлухим а шлихим. В единственном числе – шалиах. Но те ,кто стоят у метро не есть шлихим. Шлихим называют людей, отправляемых в другие общины в качестве представителей.

      8. avatar uzheletta says:

        >Что касается терминов – не шлухим а шлихим

        ага. в среде моего обетания их называют шлухим.
        наверное, путаница с гласными какя-нибудь. даже интересно стало.

        >Но те ,кто стоят у метро не есть шлихим.
        вы правы, извните.

      9. avatar avigdor says:

        Да, с гласными такое бывает.. :)

      10. avatar nikadubrovsky says:

        а если ктубы не было подписано, муж все равно обязан что-то жене?
        например, содержать их общего ребенка? или нет?

      11. avatar avigdor says:

        “а если ктубы не было подписано, муж все равно обязан что-то жене?”

        Безусловно. это называется едуим бацибур. По еврейски определение незаконорожденности отличается от нееврейского. Ребенок, рожденный вне брака незаконорожденый, если отец его неизвестен или известен, но брак принципиально запрещен. (например, отец коэн а мать – проститутка…) . Или если ребенок рожден в браке, но не от мужа. Во всех прочих случаях ребенок законорожненный.
        Поэтому религиозные женщины рожающие вне брака при помощи искуственого осеменения от неизвестного донора требуют того, чтобы донор был неевреем – тогда брак не является запрещенным и ребенок не может быть незаконорожденым – мамзером.

        Если нет хупы – то выплаты определяются не хупой, но решением бет дина. Обычно качество суда было очень высоким, однака сегодня, походе, традиционный суд деградировал и качество приблизиловсь к обычным светским судам… :(

      12. avatar nikadubrovsky says:

        спасибо, занятно.
        Хорошо бы какую-нибудь книжку об этом почитать.

      13. avatar avigdor says:

        груша просто разведенная женщина.
        Инициатива расторжения брака и расторжение брака – разные вещи…
        Инициировать развод могут и мужчина и женщина. Дает же гет действительно мужчина. В некоторых случаях для принуждения гета мужа даже могут содержать в тюрьме. В Израиле в тюрьме несколько лет назад умер человек, не дававший жене гет на протяжении десятилетий.

      14. avatar uzheletta says:

        ну да, слышала (про дядечку в тюрьме и бедную его агуну).
        надеюсь, его вдова еще достаточно молода, чтобы выйти замуж, иметь детей, жить нормальной жизнью.

        чья именно инициатива – дело тонкое, разве нет?
        удивительно, что есть специальное слово, чтобы поставить такую точку над и. впрочем, возможно, не буду спорить. все, что хотела сказать, что осуществить развод может только мужчина, и если не хочет, то кранты, вон упрямому дядечке даже тюрьма не помогла. ну, вы очевидно и сами в теме :)

      15. avatar nikadubrovsky says:

        а почему он так упирался?
        а его по светским израильским законам посадили?
        умора!
        а почему она не могла поехать на кипр и развестись?

      16. avatar avigdor says:

        “а почему он так упирался?”

        Попался очень упрямый ищак. Умер, кажется, в возрасте за восемьдесят. В последние года плохо видел и отказывался брать какие либо пишущие предметч, чтобв его не принудили поставить подпись…

        “а его по светским израильским законам посадили?”

        насколько я понимаю, его посадили по представлению бет дина – равинского суда, подсудность которому он признавал.

        “а почему она не могла поехать на кипр и развестись?”

        Потому что она, очевидно, не считала какие то гос. органы полномочными заниматься вопросами ее личной жизни и считала, что эти вопросы должны решаться в рамках ее религиозных принципов и представлений.

    3. avatar nikadubrovsky says:

      круто!

  7. avatar a_chromosome says:

    —-Для Даны, изучающей идиш, чтобы не было скучно:

    Лучше бы Дана изучала китайский или на худой конец испанский, больше было бы пользы, да и интереснее, поверьте.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      ну, Дана, сама выбирает.
      Китайский она учила в Барде, а испанский более-менее выучила, когда мы жили в Доминиканской Республике.

      1. avatar a_chromosome says:

        Молодец!

      2. avatar dinrid says:

        В Москве, с начала века до конца 60-х годов был еврейский район – “Марьина роща”. Есть интересные мемуары советской эстрадной певицы 60-70-х годов Нины Бродской о Марьиной Роще.
        Там были деревянные дома, жили еврейские ремесленники и кустари, переехавшие в Москву с Украины и Белоруссии из местечек с начала века и особенно в 20-30-е годы. Устраивали свадьбы с еврейскими оркестрами вплоть до конца 60-х годов.
        Видимо, также часть из них занималась скупкой краденного. Также в Марьиной Роще жили сильно криминализированные русские. Многие известные легендарные уголовники, бандиты и налетчики – родом из Марьиной Рощи. Так что был такой русско-еврейский бандитский симбиоз. Нечто подобное было в подмосковной Малаховке. Недавно случайно общался с семейкой из Малаховки – он, русский, бизнесмен и бывший бандит, жена из мелкой еврейской торговой малаховской мафии.
        О Марьиной Роще есть хороший роман Юрия Карабчиевского Жизнь Александра “Зильбера”.
        У хорошего писателя Асара Эппеля, действие рассказов происходит в соседней “еврейской слободке” – Останкино.( где сейчас Телецентр). Там жили необразованные жители местечек и такие же неообразованные русские крестьяне. Благодаря Советской Власти, дети и внуки, и тех, и других, получили высшее образование и стали советской интеллигенцией…
        На тему “идиша и воров” посмотрите еще роман Каверина “Конец Хазы”. Там один из колоритных героев – бандит, недоучившийся раввин.

      3. avatar nikadubrovsky says:

        спасибо огромное!
        отличный список литературы,
        Пошла покупать на озоне.

Оставить комментарий

(required)

(required)