Целый день играем.

Бене недавно исполнилось 7 лет. Все школьное время Беня проводит в «комнате творчества».

Изредка, он участвует в каких-то проектах по производству китайских фонариков, лепке из глины, шитья кукол.

Однако, основную часть времени: часы и часы он, вместе с другими мальчиками, трудится над производством пластилиновых миров.

Вчера в работе был этот мир. Миры они называеют «досками». Новый мир — новая доска.

Спрашиваю: «Ты что сегодня делал в школе? На математику ходил? Немецким занимался? По-английскому историю писать закончил?

На айкидо пошел?»

Обычно отвечает: «Нет… ну, я быстренько там написал: «once upon a time», а остальное потом закончу. На завтрак забыл пойти. Зато, я начал Новую Доску!».

Это коллекция машин в гараже его персонажа. Бенины машины пользуются популярностью у других детей и он

их обменивает на нужные ему вещи: монстриков, посуду или другие достойные предметы.

Обмен фигурками, которые легко перемещаются из мира в мир, важная часть процесса.

Это возможность друг у друга учиться:

«Ох, как клево у него получилось! Я очень хочу эту штуку. Пока возьму у него, но потом сам сделаю».

Это и создание социальных связей в коллективе: каждый делает свою работу, но, в конце концов, все дети играют вместе,

строят общий мир.

У каждого маленького разноцветного предмета есть своя уникальная роль и задача. Все они разложены по своим местам и

участвуют в каком-то важном действие.

Когда на свет появляется новая доска, то достижения предыдущей не пропадают. Самые удачные предметы и персонажи переносятся в следующую, становятся ее основой.

В этом смысле, пластилин значительно лучше глины, требующей участия взрослых. Глину нужно обжигать, раскрашивать глазурью.

Это технологически сложный процесс. С пластилином все просто.

Беня говорит: «Я могу сделать все, что захочу».

Полный контроль над ситуацией, возможность мгновенной реализаций своих фантазий.

То, что в дизайне называется «rapid prototyping»

Разрушение предыдущих версий «мира» тоже очень плодотворный процесс. Ребенок быстро двигается от образа к образу, от ситуации к ситуации, форма послушна ему.

В традиционном Изобразительном Искусстве это не так. Там дети занимаются производством вещей, ориентированы на результат, делают что-то «для выставки» и «для конкурса», а не для игры.

Работа другого ребенка. Чудесные зомби с оранжевыми глазами. О чем он думал, когда это лепил? Впрочем, это может оказаться и стайка доброжелательных волшебных принцесс.

Очень подробная карта очередного мира.