24.05.2010

О современном дизайне и современном обществе.



Интервью с куратором выставки современного датского дизайна Этот маленький мир; Тиной Мидгард ю

я взяла для сайта kak.ru.

После того, как они увидели текст, мне срочно пришлось искать другое место публикации.

Оно нашлось на Рабкоре

Теперь собираюсь писать для рабкора целую серию социально-ориентированных интервью и текстов о современном искусстве и

дизайне.

Удивительным образом то, что на Западе располагается, если не в майнстриме, то в рамках вполне профессионального, возможно, экспериментального поля, в России немедленно приобретает двусмысленны статус.

Мне кажется, что редактора сайта как.ру не устроили вот такие фразы:

мир, в котором мы живем, меняется. В ближайшее время нам предстоит решить такие сложные проблемы, как, например, изменение климата, социальное неравенство, а сделать это с помощью старых инструментов просто-напросто невозможно.

Почему же?

Потому что дизайн понимается как производство эксклюзивных вещей для богатых, а перед нами стоят иные, более сложные задачи. Суть в том, что нам необходим всеобщий «редизайн»: домов, предметов, городов и, главное, общественных отношений. Меняется самое главное - понимание роли дизайнера в современном мире. Сегодня дизайнер - это профессионал, способный справляться с конкретными проблемами и производить конкретные продукты. Нам же нужно нечто иное. Решение современных проблем требует кооперации людей совершенно разных профессий: политиков, инженеров, социальных работников, активистов и прикладных дизайнеров.

Ну, или я что-то не понимаю.

В любом случае, всем очень советую почитать интервью с Тиной. Мне кажется, очень важная выставка.

Я лично очень много поняла, посмотрев выставку и поговорив с куратором.

Скажем, мой проект со Спирулиной. Раньше я думала, что придется искать некий hub

типа большого дистрибьютора, фонда, чертового спонсора, чтобы он распространил прекрасное изобретение

среди как можно большего количества народа. Тоже самое я уже однажды попробовала

с проектом издания Доктора Сьюза в России в России.

Получилось хренового, но все другие варианты казались изначально провальными.

Теперь я понимаю, что распространение - должно быть частью дизайна предмета.

Предметы - это всего лишь точки, в которых пересекаются социальные связи и мы должны продумывать и организовывать их таким образом, чтобы они сохраняли естественность, а не оказывались смертоносными тромбами.

Share to Facebook
10:19   МЕТКИ:, ,



Комментарии

  1. avatar sony_nokia says:

    Спасибо за интервью! Буду ждать с нетерпением всей серии. Очень странно, что интервью не попало на КаК…
    Перепостил у себя

    1. avatar nikadubrovsky says:

      спасибо!
      да, с как.ру странно.
      Они сказали, что “плохо написано”.
      Но до того, как я с ними договаривалась, они видели мои тексты на часткоре и в других местах.
      Так что, похоже на цензуру.
      Тем более, что они сразу же зарезали два текста. Один из них был интервью с Вл.Радунским (http://www.vladimirradunsky.com ), которое он, по сути, писал сам.
      Радунский , как бы, звезда. И уж точно проблем с “плохо написано” у него нет.

      1. avatar sony_nokia says:

        на могу сказать, что у вас получилось плохо написать.
        всё хорошо, и кроме того для меня важнее смысл.
        мне конечно хотелось бы больше получить информации, но это уже вопрос формата)
        и я думаю что на как.ру нет цензуры

      2. avatar nikadubrovsky says:

        я не знаю никого лично в как-ру.
        Возможно, что это недоразумение.

  2. avatar kouzdra says:

    На мой вкус “дизайн” не стоит и 1 копейки. Ну вот не надо оно мне. Разве что в музее посмотреть.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      так ведь все вокруг нас – дизайн.
      И тот, который прикидывается “просто вещами” тем более.

      1. avatar kouzdra says:

        Ну что значит “дизайн” – я стол себе сколотил, чтобы под елкой мясо есть (сейчас вот как раз ем) – ну наверное тоже “дизайн” – но на фиг мне “дизайнеры”?

      2. avatar nikadubrovsky says:

        вообще-то дорого и не экономично самому из елки столы колотить,
        Но это тоже дизайн, конечно.
        Кстати, хороший дизайн – совсем не обязательно дорогой.
        Как раз напротив.
        Опен-сорс дизайн, который молодые западные архитекторы делают для стран Африки – бесплатный.
        Есть такой, блестящий, на мой взгляд, проект: в правильном порядке сажаются правильные растения, из них вырастает избушка, которая используется как мед. кабинет для приходящего врача, а после его ухода , растения можно использовать в пищу.
        Или города, построенные из бамбука, который тоже высаживают на правильные заранее продуманные места, он там быстро растет и потом остается совсем не много работы, чтобы превратить его в строения.
        Легко утилизировать.

      3. avatar kouzdra says:

        Не “из елки”, а “под елкой”. Из чего – из досок (не знаю каких). Но если бы это было “дорого и не экономично” – я бы не стал делать. Мне просто надо было решить проблему – я ее и решил.

        Опен-сорс дизайн, который молодые западные архитекторы делают для стран Африки – бесплатный.

        Зачем?

      4. avatar nikadubrovsky says:

        human compashion
        Compassion (from Latin: “co-suffering”) is a virtue —one in which the emotional capacities of empathy and sympathy (for the suffering of others) are regarded as a cornerstone of greater social interconnectedness and humanism —equivalent to the highest principles in philosophy, society, and personhood.

        http://en.wikipedia.org/wiki/Compassion

        Делают проекты, посылают по интернету и принимают меры, чтобы никто не спер и не воспользовался их добротой в корыстных целях.
        Как раз то качество, отсутсвием которого вы так гордитесь.

      5. avatar kouzdra says:

        Я в более приземленном смысле “зачем” – мне не нужен “проект”, к примеру, означенного стола – даже если мне доплатят за его использование. Если же речь идет о чем-то более сложном – то мне нужен проект – чтобы работало, но не нужен “дизайн”.

      6. avatar nikadubrovsky says:

        я немного запуталась
        чем проект отличается от дизайна?
        Это только если вы понимаете под “дизайном” – торговую марку и
        украшательство.
        Но – это лже-дизайн второсортных российских бутиков.

      7. avatar kouzdra says:

        Тем же примерно, чем конструктор отличается от дизайнера.

      8. avatar ant_voron says:

        а чем, если не секрет в вашем понимании отличается дизайнер от конструктора?

      9. avatar kouzdra says:

        Конструктор обеспечивает функциональность изделия, дизайнер – “внешний вид”. Отличный пример разницы – эти самая картинка с датскими флажками и надписями на стенах – конструкторская работа там банальна – комната и комната – четыре стенки, пол, потолок (и что менее тривиально – чтобы строение не завалилось).

        Все остальное – “дизайн” (с трудом удерживаюсь от употребления префикса на г.). Ф топку.

      10. avatar ant_voron says:

        Вы не правы, дизайнеры тоже занимаются функциональностью. Похоже вы просто не представляете себе, профиль их работ…

        Я по образованию инженер-конструктор, работал по специальности в фирме занимающейся авиационными разработками, теперь работаю дизайнером.

        Приведу пример из свой практики.
        Конструкторы и программисты замечательные ребята, вот только они не могут решать целый ряд задач… Мне нужно было сделать информационный тачскрин терминал для детской библиотеки (дизайн интерфейса, графику и проектирование взаимодействия), до меня над ним уже постарались конструкторы (они разработали устройство – сам терминал; довели его до серийного производства) и программисты (написавшие софт для его работы). Вроде все готово, что еще нужно, зачем тут дизайн, спросите Вы? Проблема в том, что дети не пользуются этим терминалом, он им не интересен и не понятен… Конструкторы и программисты сделали “терминал в общем”, понятный им самим, а нужно было “терминал для детской библиотеки”, чувствуете разницу? И дело тут абсолютно не в том, как он выглядит и какие в него загружены картинки, дело в том как им пользуются дети, им должно быть удобно, интересно и понятно. Да еще дело в том, что им, детям, хотят сказать библиотекари. Программисты и конструкторы не могут решить этой задачи, просто в круг их профессиональных задач входит другое, они решают технические задачи (вопросы функциональности терминала), а дизайнер вопросы коммуникации (между программистами и детьми, т.е. что делать чтобы софтом могли пользоваться дети; детьми и библиотекарями, т.е. о чем и как с ними говорить в этой новой цифровой форме; детьми и программой терминала, как сделать ее понятным и удобным, а это комплексная задача) между всеми теми, кто не может понять друг друга без его участия, он единственный кто видит вопрос целиком, а не частями. Это тоже вопрос функциональности, но не технический.

        Справедливости ради отмечу, что это понимают даже далеко не все дизайнеры. Человек, который занимался детским терминалом до меня нарисовал красивые картинки, но даже не пытался решить вопросы коммуникаций и терминал не заработал…

        Программисты и конструкторы решили задачу в общем, а дизайн решает задачу в частном. А теперь представьте, что нужно сделать терминал для детей инвалидов и функционал разработанный конструкторами нам не подходит… Тогда работа дизайнера будет заключаться в том, что бы его разработать (каким он должен быть для детей без рук или, например, слепых), описать и поставить задачу конструкторам, которые его реализуют “в железе”. Вот в чем разница…

      11. avatar kouzdra says:

        Этот смысл в слове в принципе есть – но он маргинален: обратите внимание, что инсталляция с “датскими флагами” – это как себя презентуют сами дизайнеры (и вполне адекватно отражает мои о том представления): таки – “эстетическое самовыражение” (часто в ущерб функциональности) и гипертрофированое мнение о важности своей работы – в результате часто рождаются уродцы, которых спустя лет 50 интересно рассматривать на старых фото – но не более того.

        PS: Если бы я имел глупость нанять дизайнера на тему квартиры – и он бы мне за мои деньги предложил “буковки по стенам”, как на этом фото – я не знаю, чтобы я с ним сделал – но что-то очень нехорошее.

      12. avatar ant_voron says:

        инсталляция с флагами – это очень крутые коммуникации, взаимодействия людей, сделанные через простой внешний вид, ребята молодцы.

        Дизайнер “на тему квартиры”, если он специалист, всегда сделает работу устраивающую вас, его работа не “буковки по стенам”, а ВАШЕ удобство в ВАШЕЙ квартире.

        А “буковки” (кстати, хорошая типографика :) часть оформления Выставки, а не Квартиры. Чувствуете разницу? У каждой работы свое частное решение, а Вы все пытаетесь увиденное на свою квартиру примерить и возмущаетесь как все там плохо. Квартиру и выставку делают разными. С тем же успехом можно на улицу в наряде с выставки от кутюр выйти, над вами смеяться будут )) А дело в том, что этот было для подиума сделано, а для улицы совсем другое…

      13. avatar kouzdra says:

        На мой взгляд – абсолютно уродский “дизайн” и для выставки. Напоминат о классике жанра:

        http://penza-planet.ru/blog/humor/141.html

        (подписи imho не самые правильные, но сойдет).

        PS: Плодов квартирного дизайна я видел довольно много и живьем и на картинках – именно “буковки по стенам” (ну в смысле рюшечки другие, но смысл тот же) – такие вот у них представления об “удобстве”.

      14. avatar kouzdra says:

        PS: А апофеоз “дизайна” – это питерский офис яНдекса – я поначалу думал, что у них оно в процессе ремонта находится. А оказалось – это ценная твоческая идея.

      15. avatar ant_voron says:

        Просто не все кто делает дизайн и называет себя дизайнерами ими являются. Часто, даже очень часто, работа делается плохо. Это верно.

        Но тут есть еще один момент. Дизайн Нельзя оценить вне контекста, картинка квартиры в журнале не есть дизайн квартиры, вы же не знаете чего хотел заказчик. А может ему нужны именно “рюшечки”, ну нравится ему, вот их он и получил. Иногда “рюшечки” – это решение вопроса, а иногда бред псевдодизайнера… Может Яндексу нравится постоянный ремонт )) Зато у них дизайн сайта намного круче Гугла, функций меньше, но намного приятнее и удобнее

      16. avatar kouzdra says:

        Может Яндексу нравится постоянный ремонт

        Яндексу ничего нравится не может – он фирма, лично мне бы в таком окружении работать не хотелось. Вообще – imho лучший офисный дизайнер – бригада ремонтников. Микрософтовские офисы, кстати, так и устроены – зато там вместо дизайна у каждого программиста отдельная комната (причем в том же яндексе пространства на это бы хватило – но там дизайн, обшарпанный бетон и стекланные перегородочки с фирменными словами.

        Зато у них дизайн сайта намного круче Гугла, функций меньше, но намного приятнее и удобнее

        Дизайн сайта Яндекса imho абсолютно безобразный – чуть ли не главная причина, почему я пользуюсь гуглом. При этом не думаю, что гуглю услуги дизайнера понадобились.

      17. avatar ant_voron says:

        Есть два типа людей:
        – первые, заходя в пассажирский лайнер хотят попасть в кабину и посмотреть, как там все устроено, все знать и контролировать
        – вторые, занять удобное кресло и комфортно долететь до места посадки. Таких большинство

        Первым нравится Гугл, поскольку он позволяет решать более сложные задачи более сложными методами. Вторым Яндекс, он удобнее. Каждому свое ))

      18. avatar kouzdra says:

        У гугла интерфейс проще – и не замусорен экран. В Яндексе надо еще найти, куда мышкой тыкать.

      19. avatar ant_voron says:

        так вы просто не по той ссылке на яндекс захолите ))

        вам сюда
        http://yandex.ru/white.html

      20. avatar kouzdra says:

        :)

        На самом деле ya.ru есть – но это только начальная страница – а дальше оно выбрасывает на yandex.ru

  3. avatar frek_ki says:

    С большим удовольствием прочитал интервью. Все совершенно соответствует тому, как я сам для себя ощущаю дизайн и то, куда он идет.

    Разрешите только выскажу соображения касательно как.ру.
    Мне кажется, для них текст недостаточно… нагляден что ли. Или немного отвлечен. У них же такая, американская что ли форма подачи материала – конкретно, ясно, с четкими прстыми примерами и некоторым количеством хохм (чтоб читатель не скучал). Схема сама по себе хорошая кстати и действующая. По крайней мере учебники западные люблю именно из-за нее.

    Меня лично качество изложения вполне устроило. Но тут, возможно, вопрос как раз в стиле (то есть текст “в формате” или “не в формате”), а не в качестве.

    Сорри если слишком путано написал.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      спасибо! возможно, что все так и есть.
      С хохмами, конечно, в этом текста проблема.

      1. avatar frek_ki says:

        ну я условно определил как “хохмы”.
        просто какие-то моменты иронии (а иногда откровенного юмора) всегда способствуют усвоению материала. Как мне кажется.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        Как считает юзер   правильные интервью о дизайне – это когда с пако рабаном и побольше юмора, чтобы читатель не скучал.
        Всем остальным нужно учиться писать пресс-релизы.

  4. avatar ant_voron says:

    Спасибо за статью, очень интересно и познавательно ))

    1. avatar ant_voron says:

      и простите за много слов “не по теме” в Вашем блоге ))

    2. avatar nikadubrovsky says:

      Спасибо, что прочитали! Я для того и писала.
      И особенно отрадно, что кому-то в России это показалось полезным и нужным.

Оставить комментарий

(required)

(required)