16.06.2010

Об иллюстрациях к детским книжкам.

На книжной ярмарке в Болонье, про которую я писала здесь и здесь, взяла интервью у В. Радунского - нью-йоркского художника детской книги и члена жюри конкурса книжных иллюстраторов на Болонской ярмарке.

Радунский по моей просьбе описал процесс отбора работ для каталога.

Частный Корреспондент почему-то опубликовал интервью без картинок.

Поэтому я их снова отсканировала из каталога (прошу прощение за качество) и публикую здесь выдержики интервью. Полностью можно почитать здесь.

? В предисловии к каталогу выставки, вы сказали, что хотели бы сделать не справочник новых имен (для удобства работы издателей детских книг), но скорее альбом, artbook, демонстрирующий необыкновенные художественные возможности, которые скрываются в этом жанре искусства. Удалось?

? Не думаю, что мне это вполне удалось. Но кое-какие замечательные работы все-таки в каталоге оказались. На home page Болонского книжного фестиваля сообщается, что ежегодный каталог фестиваля является великолепным подспорьем в работе издателя.

Безусловно, в каком то смысле это так. Тем не менее я, выбирая работы, меньше всего думал о том, чтобы угодить издателям, собрав для них коллекцию работ художников, с которыми они могли бы сразу приступить к изготовлению хорошо продающихся книжек.

Я пытался опубликовать работы, которые подстегивали бы профессиональную храбрость авторов, художников, редакторов, чтобы они перестали терзать себя мыслью, что можно, а что нельзя хотя бы на то короткое время, когда они погрузятся в разглядывание этого каталога.

Меня увлекали в первую очередь работы с «необщим выражением лица», или те, где обнаруживался неожиданный подход к иллюстрированию. В таких работах не должно быть никаких жестких правил или рецептов.

? Расскажите хотя бы о нескольких выбранных вами авторах.

? Боюсь что это будет похоже на рассказ по картинке, как это делали во времена моего детства, в школе. Попробую.





Стефано Фаоро (Stefano Faoro), выпускник Института исскуств (ISIA) в Урбино. Простые рисунки пером и чёрной тушью ? необыкновенно обаятельные, экспрессивные ? демонстрируют чудеса анатомической неправильности, при этом совершенно для детей понятные.



Лио Форест (L?o Forest) живет в Париже. Абстрактная довольно, я бы сказал даже буйная живопись, с вкраплениями черно-белых фотографий, частично замазанных, как бы исчезающих в краске. Технический приём вовсе не новый. Неожиданно только использование этого приёма в книге для детей. Выглядит тем не менее очень уместно и стильно.



Ян Кебби (Yann Kebbi ) тоже живёт в Париже. Боюсь, что это как раз тот случай, когда описывать работу совершенно бессмысленно. Автор не оставляет для этого никакой возможности, поскольку никаких особенных приёмов или какого то особенного стиля намеренно не демонстрирует. Великолепная живопись. Прекрасный образец «буквального» иллюстрирования (что читаешь, то и нарисовано). Метод мне неблизкий и неинтересный, но в данном случае автор с лихвой «искупил вину» своей замечательной живописью.



Хуанкрис Вера (Juancris Vera)… Моя настойчивая просьба взять работы Хуанкрис Вера на выставку была воспринята как провокация. Чёрно-белые фотографии, какие-то манекенщики и манекенщицы, лёгкий привкус кича во всём ? словом, эдакое исчадие мира модных, глянцевых журналов. Трудно было бы найти что-нибудь более неподходящее для детской книжки. При этом прически манекенщиц, виртуозно сделанные в виде сказочных, довольно нелепых на вид, но очень симпатичных существ, которых в зоологическом справочнике точно не найдешь, на мой взгляд, ? гениальная идея для детской книги!

Забавно, что это интервью было отвергнуто как.ру вслед за интервью с Тиной Мидгард о социальном дизайне о выставке "Этот маленький мир".

Мне кажется, сотрудников так разозлила вот эта фраза:

"Потому что дизайн понимается как производство эксклюзивных вещей для богатых, а перед нами стоят иные, более сложные задачи",

что они не захотели публиковать разговор с одим из немногих

русских, которые сумели сделать достойную карьеру на Западе.

Share to Facebook
13:23   МЕТКИ:, , ,



Комментарии

  1. avatar poor_ju says:

    бедненькие дети!

    1. avatar nikadubrovsky says:

      Юля! Тебе не нравится?
      Почему??

      1. avatar poor_ju says:

        я традиционалист
        я люблю худождника марайя
        сирин тож катит
        ну ты ника тож – не демократ
        “почему!!!!”
        потому что вкус такой
        но у тебя свои вкусы и это нормально
        и это шутливый комент с моей строны
        там где про политику
        там я написала всерьез

      2. avatar nikadubrovsky says:

        да я тоже шутливо поставила многочисленные вопросительные знаки.
        Вон тетка с садом-мазо фотографиями – идеально реалистична, по-моему.

  2. avatar oddmuse says:

    Спасибо! ТАК интересно!!! очень жаль что такое искусство противопоставляют Сириным, Ерко… Оно же просто в одном ряду, детям, мне кажется, нужно и такое и другое, и еще какое-нибудь… Хотя, должна признать что зализанные “божественные” картинки у нас не пользуются успехом, вот доктор Зюс, и все в таком роде, это да! Картинки из вашей статьи нам бы очень подошли:)

    1. avatar poor_ju says:

      вовкины книжки мне как раз нравятся
      и всегла нравились с самой первой – это ж перевод
      нашей любиммой еще от дедушек считалки –
      “як цидрак цидрак цидрони
      на ципе дрипе лимпомпони”
      это там где ромашки

      но не нравяться вот эти четыре иллюстрации
      из художников, выбранных им для каталога
      уж очень мир нынешний завален этими закаляками
      именно оттого что закаляку – гораздо легше сделать чем ерко
      черный квадрат малевича легше скопировать чем малых голандцев
      ну и все пошли по этому простому пути
      всяк назовет себя художником и нарисует закаляки
      НО художник определяется – чувством цвета, линии и композиции
      и вот если с этим все плохо изначально – то закаляки очень некрасивые выходят)
      а простор для профанации – сильно шире чем в стилистике ерко
      когда ремесло вообще снято с повестки дня – остается один чистый талант
      и если с талантом – напряг – то остается только один чистый пиар
      и если его правильно сделать – то результат – мир завален закаляками из которых
      половтна как минимум – бездарна
      но попробуй закаляку тронь – ты сразу выходишь непрогрессивным

      1. avatar oddmuse says:

        Э… Так дело вкуса…. И дети выбирают всякие каляки-маляки не просто так, значит “есть контакт”.
        А зачем копировать малых голландцев, у них было свое время (о, да, восхитительное), а у нас – свое.

      2. avatar poor_ju says:

        но дети и сами могут нарисовать каляки
        и в итоге наше время каляками перегружено
        а вот гюставом доре – не перегружено
        полная победа каляк – это демократия в действии
        – остается только демократическое искуство –
        то что сделать можно быстро и недорого
        и потом есть малелые совсем дети
        а потом они становятся старше и выбирают белее сложные картинки
        то что делает вова радунский – это все поляки и французы
        делали еще в моем и его детсве
        ну к нам приходили эти книмжки через именно польскую книгу
        польский плакат через магазин демократическая книга
        и у меня такие книги до сих пор сточт на полке – на польском языке
        и на немецком – гдрвские
        но одновременно с эттм стилем – именно немцы – делали еще итакие супер изысканные книги
        которые принято называть “пошлость”
        и именно они потрясали – настоящей сказочностью
        у меня был щелкунчик
        такой и вот андерсон
        марайю – кторый делал “пиноккио” и “цветы маленькой иды”
        мой то папа не любил как раз
        и жутно не любил владимирского – который всех изумрудных горолов и урфинов джусов рисовал
        но щелкунчик и снежная королева – это и он признавал что – очень хорошо

      3. avatar oddmuse says:

        Ну,:) папу вашего не знаю, если он любил, хорошо, но ведь, вкусы у людей разные. Каляки не так просто нарисовать, между прочим. Нужно найти собственный стиль, изюминку, причем, не искать где-то на дороге, а в себе…

      4. avatar poor_ju says:

        в том то и дело
        я вот каляки рисовать не возьмуст – зная что не выйдет)
        а кажется что просто
        вот я зато нашла хоть имя того любимого в детсве котрого и папа признал
        это бенвенутти
        “снежная королева и другие сказки”
        болгары переиздавали итальянские издания
        на русском языке тоже
        марайя тоже был в этой серии
        но в сети нашла только пиноккио
        а цветы маленькой иды – нету
        а вот снежная королева бенвенутии есть
        и у ерко мне сама королева не нравится
        слишком она гламурная
        а остальное отлично по моему
        но спирин мне вообще нравится
        а папу моего вы скорее всего знаете
        я ж не просто вспомнила его мнения
        он теперь уж наверное классик считается
        я думаю и вы его книги помните
        но он то как раз – не есть мой любимый иллюстратор
        мне именно не хватало волшебности в его картинках

      5. avatar oddmuse says:

        Мне тоже Сирин нравится, и каляки-маляки, и сказочные изысканцы, если нарисовано хорошо, неважно, какой стиль, а если плохо, то… тоже самое:) просто сегодня намного легче нарисовать кичевые сложно-грамотные картинки с фотографий, вернее разукрасить фотки в фотошопе, чем найти свой стиль, и одну маленькую линию, но говорящую:)

      6. avatar nikadubrovsky says:

        На самом деле, постсоветская детская иллюстрация в своих более-менее приличных формах представляет из себя вот такое:
         
        http://illustrators.ru/i/48005
        или вот такое:
        http://illustrators.ru/i/47626

        а в менее приличных это выглядит вот так :
         

        то есть, твои книжки в этом контексте – будут восприниматься строго как Каляки-Маляки.
        Потому что они персонализированные, индивидуальные, нарисованные не идеальной машиной, а просто человеком.

      7. avatar poor_ju says:

        эта конешно хорошая картинка

      8. avatar poor_ju says:

        эта конешно хорошая картинка
        этотдядя мне очень нравится

        а плохая не открывается
        а кто плохой просто интересно
        гавна то навалом но есть лим на этом сайте
        я не лёблю этих непомнчязих которые эрмитов рисовали муж и жена

    2. avatar nikadubrovsky says:

      Очень рада! Мне тоже эти картинки нравятся.

      1. avatar poor_ju says:

        там у них в издатльстве работет еще чудный леша блау
        и его жена изабель – они оба
        прекрасные делают книжки
        ты их знаншь да?

      2. avatar nikadubrovsky says:

        нет не знаю совершенно!

      3. avatar poor_ju says:

        вот папин сайт http://www.belyj.com/mb/port/port.html
        там все что цветное в основном мною раскрашено
        но есть там и чисто мои – это случайно встваил саша который его делал
        весь раздел “антифайлд илюбстрейшн” – и такие всякие есть в книгах иллюстраторских
        и они оттуда периодически продаются
        погляди этот раздел
        или просто досщечки на моем сайте – это никак не подходит под каляки
        просто то занимсает много времени и я сейчас нового ничего не делаю
        в таком стиле – потому что глаза подсели
        и вся трудоемкая работа нынче в мире остается маьякам
        потому что – она недостаточно оплачивается
        то есть человек должен получать наслаждение от такой работы
        а я получаю наслаждение от отдыха!и лентяйства)))
        а работа мне тяжела
        и одна такая дощечка – если на заказ что и происходит с сайта – я рисую такие семейгые потреты с похожими лицами и примерно на такие сбжеты
        но стоит это минимум – 500 евро – то на что я месяц могу жить
        и живу собственно
        но и то что сделано если из книг этих уходит куда то – то примерно за столько же
        и это – если делать заказ – ддя меня нормально за одну картинку
        но я живу в мире гдле мне предлагают книжку с такой ценой за каждую картинку
        сирину вероятно предлагают и побольше)))
        а мне нам с папой в основном – предлагабт обычно тыщщу бакслов за книгу – и мы делаем
        то что можно сделать за эти деньги
        потому что это не есть мое маниакальное любимое занятие – сидеть и рисовать
        но вот приятно мне что пульчтнеллу купили ждля обложки румынского издания книги “фима” классика израильской литературы амоса оза – так да его имя?

      4. avatar nikadubrovsky says:

        Амоса Оза знаю. Поздравляю!

Оставить комментарий

(required)

(required)