Ситуцианисты об индустриальном обществе.

Основным тезисом политики ситуационистов было концептуальное родство и неразличие двух систем,

построенных на производстве, потреблении и тоталитарной несвободе — рыночной системы западного общества и госкапиталистической системы стран Варшавского договора. Потлач, одна из основных концепций Ситуационизма,

был программой радикального разрыва с парадигмой производства-потребления,

и перехода к обществу без экономики, где отношения основаны на страсти, игре и творчестве.

Считалось, что с повышением производительности, роль экономики в определении общественных

отношений может и должна уменьшаться, до доли пренебрежимо малой.

Иллюстрирую это аналогией.

Пусть в коммунальной квартире на 1000 семей есть

один лишь общественный туалет, который содержится уборщицей Марфой Власьевной.

Жители квартиры должны проводить 8 часов в сутки в очереди в сортир, с перерывом на обед,

а Марфа Власьевна, распределяющая унитазо-минуты,

есть непререкаемый лидер, источник и носитель власти.

Такова есть жизнь производителя, с той лишь разницей, что унитазо-минуты заменяются

на зеленые бумажки, а очередь в сортир на стояние у конвейера.

Рост производительности следует уподобить установлению дополнительных унитазов.

В описанной мною квартире, установление 20 новых унитазов приведет к социальному потрясению и катастрофе.

Уборщица Марфа Власьевна теряет непосредственный источник власти и должна прибегать к насилию,

постольку, поскольку хочет эту власть сохранить, а жители квартиры, без железной управляющей руки,

впадают в анархию, и высвободившиеся унитазо-минуты проводят в наркомании,

дремучем сатанизме, скотоложестве и совращении несовершеннолетних.

Естественно, что в пост-индустриальном обществе этого не происходит:

многократный рост производительности никак не сопровождается ослаблением экономического диктата,

уменьшением рабочего дня и высвобождением рабочих рук.

Наоборот, власти добиваются увеличения занятости и сокращения пособий по безработице

и грантов на фундаментальную науку и искусство. Ситуационисты обьясняли, почему и как это происходит.

Миша Вербицкий

Психоделическая революция и упразднение труда

из журнала «Опустошитель».