Король умер. Теперь все короли.

Слушаю лекции Бориса Гройса о роли современного художника.

Как всегда у Гройса, очень много интересного.

Но в отношении интернета и не материального производства, Гройс фишку совсем не рубит.

Секонд лайф — никакого отношения к «виртуального иерусалиму» (утопическому коммунистическому городу) не имеет.

Это — типичный коммерческий проект, супер-успешный, прекрасно развивающийся.

Земля Обетованная там принадлежит частной компании, надувающей виртуальный пузырь.

Внутри лохи друг другу впаривают нематериальный труд, в существование которого Борис Гройс тоже не верит.

Уже несколько лет назад там появились настоящие долларовые миллионеры.

Одна китайская тетенька, арендовав кусок (=пространство на сервере) земли у владельцев игры, «построила» там отели , бизнес-центры и начала сдавать в розницу. Заплатила, типа пару тысяч долларов за год, а сдала по 5 долларов в месяц бесконечное количество комнат, офисов и прочих виртуальных помещений, бездельника, пришедшим в секонд-лайф после нее.

Гройс не помнит по какому курсу меняется валюта, используемая в секонд-лайф, потому что ее 24Х7 переоценивают по отношению как к реальным, так и к игровым валютам. Наверное, можно зарабатывать только на колебании разниц курсов.

Гройс так же не сказал, что демократизация, к которой привел интернет, и инфляция понятия «гений» и «аристократ», случившаяся после того, как буквально все получили возможность собственной презентации (просто открыл сайт, блог или аккаун в файсбуке), беспокоит только старожилов арт-системы.

Это им стремно, что они потеряли легитимность, на основании которой художники являлись «маркированными святыми, имеющими право высказываться в пространстве Музея (современной церкви)».

Priesthood of all believers

Сегодня в священников превратились все люди. Очередной этап реформации.

Теперь уже не только каждому можно читать и интерпретировать Книгу, наконец-то народ сообразил, что писать самому тоже можно.

Гройс правильно говорит о том, что искусство — это огромная часть экономики. Все чего-то рисуют, пишут, снимают,

получают какие-то многочисленные гранты.

«Я пишу диссертацию» — занятие настолько же распространенное на западе, как в советское время была распространяна работа в НИИ.

Мне то, кажется, что это — прекрасно .

Конечно, нужно разрушить монополию «профессионалов» на оценку и производство контента, а монополия на распространения уже и так почти разрушена.

Сеть — обладает огромным потенциалом, гораздо большим, чем создание прекраснодушных неработающих утопий.