10.10.2010

Корпоративный балет.




Образцово-показательная школа корпоративного мастерства.



Та самая, которая "подготовит к реальной взрослой жизни".



 В исполнении японских старшеклассников.



Между прочим, это видео на ютюб посмотрело почти 1.5 миллиона человек. Мне все это напоминает северокорейские парады в честь диктаторов, которыми так восхищается юзер mav_pakostnyj.



Ссылку на видео я нашла в сообществе некультурная антропология, с двусмысленными комментариями о различиях между видами хомо сапиенс. 



Я вот думаю, что для любого человеческого существа изображать из себя гайку в хорошо отлаженной машине - занятие противоестественное. 



Хоть в качестве преданного сотрудника иерархической корпорации, хоть в качестве солдата развитого социализма по северокорейски. 



А стремиться нужно к прямой демократии и самоуправлению.



Посему и детей в такие вот школы, посылать не стоит. 



Share to Facebook
11:13   МЕТКИ:,



Комментарии

  1. avatar enoden says:

    Это не японские старшеклассники, а студенты тамошнего спортивного университета, Ниппон Тайику Дайгаку. Показательное выступление. В школах там никого так извращаться не заставляют.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      о! спасибо! поправлю.
      Не проверив взяла из комментов.

      1. avatar enoden says:

        http://kourin1.exblog.jp/13227637/

        Из этого блога взято. Там и полная запись выступления.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        спасибо!

  2. avatar dennett says:

    Я вот думаю, что для любого человеческого существа изображать из себя гайку в хорошо отлаженной машине – занятие противоестественное.

    почему?

    1. avatar nikadubrovsky says:

      Я тут по совету одного моего знакомого, принялась читать книжку Ян Парандовский Алхимия слова
      делюсь цитатой:
      Этой чертой, присущей всем людям, является потребность выразить в слове всякое явление жизни и тесно связанную с этим потребность выразить самого себя. Она почти физиологична, а ослабление или полное исчезновение ее – что случается лишь у очень редких индивидов – противоречит самой человеческой природе.

      Здесь Парандовский пишет о том, откуда берутся писатели.

      Мне кажется, что и потребность к свободе – точно такая же, физиологическая потребность. Рабство – противоестественно.

      1. avatar dennett says:

        рабство ведь возникает, когда человека заставляют
        а этих ребят никто не заставляет
        не стыкуется

      2. avatar nikadubrovsky says:

        рабов тоже не постоянно заставляли. Как мы знаем, американские рабы, даже не поддержали первую попытки их освободить с оружием в руках. Гражданскую войну за отмену рабства устроили белые. Черные в ней участвовали и помогали, но были также и черные, воевавшие на противоположной стороне.

        Хотя это не школьника, а студенты, но ведь и так можно сказать, что в Северной Корее никто не заставляет участвовать в парадных концертах. А как насчет демонстраций в СССР?

        (я, кстати, в сознательном возрасте ни разу не была на демонстрации).

      3. avatar dennett says:

        да, конечно, но и тебя никто не заставляет подчиняться правилам дорожного движения и грамматике языка или уголовному кодексу. и беню никто не заставляет соблюдать принципы поведения, установленные в вашей семье.

        но рабами вас при этом никто называет, не так ли?

      4. avatar nikadubrovsky says:

        тут вопрос в том, что считать грамматикой.
        Как ты знаешь, во времена рабства, естественным считалось как раз разделение на рабов и рабовладельцев.
        При этом, во времена колоний, рабами считались люди определенного цвета кожи.

      5. avatar dennett says:

        т.е. основной вопрос такой

        есть требования, подчинение которым делает человека рабом, а есть такие, которые оставляют его свободным человеком.

        ну так давай же его решать наконец. а то просто обьявлять тех, кто подчиняется правилам рабами – как-то даже и неуместно. это как со значением спрашивать у встречных, знаю ли они сколько будет два плюс два.

      6. avatar nikadubrovsky says:

        согласна!
        Список правил все-таки написать не получится, потому что они меняются в зависимости от исторической эпохи.
        Но, возможно, можно написать, что правильно подчиняться только тем правилам, которые соответствуют внутреннему нравственному строю.
        Мораль меняется, нравственность остается неизменной.

      7. avatar valgog says:

        Хм… не думал, что все так просто по отношению к нравственности… Неизменной для конкретного индивида или неизменной вообще?

        Если второе, то что на счет нравственности у “примитивных” племен или в средневековом обществе?

      8. avatar nikadubrovsky says:

        и что ты хочешь сказать, про нравственность и примитивные племена?
        У американских индейцев нравственности было явно больше, чем у белых колонистов.

      9. avatar valgog says:

        Я именно это захотел переспросить, т.к. ты написала, что мораль меняется а нравственность нет.

      10. avatar nikadubrovsky says:

        100 лет назад лишиться девственности до замужества считалось аморальным, а теперь, вроде как вполне нормально.
        Нравственность имеет отношение к любви, к отношению между людьми, а мораль – к общепринятым нормам, которые меняются от поколения к поколению.

      11. avatar valgog says:

        Но ты ведь сама сказала, что нравственность американских индейцев иной, чем у прибывших в новый свет колонизаторов. Т.е. получается, что нравственность — не абсолютна. А если не абсолютна, то зависит от культуры и социального окружения. Практически так же, как и мораль… Нравственность думаю то-же очень сильно меняется от поколения к поколению… уж не говорю про понятия отношения к любви и отношений между людьми.

      12. avatar nikadubrovsky says:

        я не сказала, что она были иной, я сказала, что она была ниже.
        Иной была мораль.

      13. avatar valgog says:

        :)

      14. avatar dennett says:

        ну вот ты приходишь к японским студентам – и они тебе говорят, что танцуют, подчиняясь внутреннему моральному настрою – что у них все внутри поет, когда они танцуют – и у тебя есть прибор, измеряющий внутренний моральный настрой – и ты измеряешь его у студентов – и да, есть нужный градус – и ты измеряешь этот настрой у себя – и выяснешь, что у тебя градус настроя НИЖЕ, чем у них.

        что ты в этом случае будешь делать?

      15. avatar nikadubrovsky says:

        с этим ничего не буду делать. Более того, я уверена, что когда моя тетя Фруза – советский геолог, начальник какой-то важной советской лаборатории и разнообразный герой труда, ходила в походы, рисковала жизнью (своей и чужой), разведывая полезные ископаемые для советского народа, а в конце концов для господина Абрамовича и Даши Жуковой, она тоже испытывала НАСТРОЙ.
        И даже на строительстве Беломорканала у многих был НАСТРОЙ.
        тут необходимо набраться терпения и подождать. Исторический опыт свидетельствует, что такого рода настрой не сразу, но проходит.

      16. avatar dennett says:

        но мы же истину хотим понять
        кто раб, а кто свободный человек
        и критерием рабства ты назвала градус внутреннего нравственного настроя
        и если этот градус у них выше – то они свободнее, согласно твоему критерию
        а если у тебя ниже, то ты сама и есть раб. и я так получусь раб.

        вобщем, мне твое предложение не нравится – что критерием рабства является внутренний настрой.

      17. avatar nikadubrovsky says:

        Перечитала еще раз: я коряво выразилась. Соответствуют не любому настрою, а неизменному, нравственному, в том смысле, в котором он противоположен моральному.
        Скажем, в каких-то культурах считается нормальным есть сородичей (для распространения мудрости) или врагов (для устрашения), но в есть людей безнравственно.
        Тоже самое, касается, детского секса и, шире, любых проявлений общественных ритуалов, которые насилуют (в буквальном или переносном смысле) конкретного человека.
        Ника Давидов (http://lapsedmodernist.livejournal.com/) говорила, что она не подписывается под моральным релятивизмом и не готова поддерживать, скажем, те поведенческие практики, которые включают применение прямого насилия или боли.
        Например: есть культуры, где матери делают грудным мальчикам минет, чтобы их успокоить. И она готова относиться к этому с пониманием, но есть культуры, где мальчики с 7 лет до совершеннолетия живут в одном доме с мужчинами, где они “набираются спермы”. Эти народы верят, что именно так происходит превращение мальчика в мужчину.
        И с этим она уже не согласна. Хотя бы потому, что это связано с болью.
        Мне кажется, что это – разумная позиция.

      18. avatar nikadubrovsky says:

        в целом, разговор поверхностный и мы с тобой тут, конечно, не выясним ни определение свободы, ни определение рабства.
        Я для себя решила так: мы живем в обществе, которое постоянно изменяется. Через несколько сот лет, будет казаться удивительным, как это возможно, что такое большое количество народа на земле работает по 40 часов в неделю или больше, только для того, чтобы не умереть с голоду и чем это отличается от рабства…

      19. avatar dennett says:

        действительно, разговор поверхностный
        я как раз и хочу, чтобы мы с тобой занялись исследованием свободы и рабства. мой к тебе упрек заключается в том, что ты как-то огульно называешь все формы человеческого поведения, где люди подчиняются определенным, взаимно-добровольным правилам, рабством.

        вот показала нам танец студентов – рабство. а когда они все рядами в аудитории сидят и безмолвно, покорно слушают лекцию – не рабство. показала корпоративный оффис – рабство; показала театральный спектакль с публикой – не рабство.

        мне кажется, надо говорить не о формах поведения, а о ЦЕЛЯХ и ЦЕННОСТЯХ. И если мы с тобой примем какую-нибудь цель и ценность – то любые танцы, коллективные марши, механические действия – которые являются средством к достижению этой цели будут для нас проявлением свободы. И наоборот.

        Тебя на самом деле не устраивает не танец студентов, а то, во имя чего они танцуют.

      20. avatar nikadubrovsky says:

        Ты совершенно прав. Мне даже кажется, что этот танец, особенно если предположить, что это – ученики старших классов школы, а не студенты спортивного вуза (но это была моя ошибка) – довольно точная метафора бездумного подчинения внешним целям, наркотическое растворение индивидуальной воли в коллективном жире. Наиболее точно это заболевание воплощается с тоталитарных парадах. Забавно, что такой растворенной воле всегда требуется персонификация. В лице диктатора или директора компании или каких-то других, внешних по отношению к человеку объектах и целях.
        Таким образом, мне кажется, разумным считать естественной цель существования, при которой принятие решений не выносится человеком вовне, не перепоручается другому (персоне или идеологии).
        Постоянная свобода – она же постоянная ответственность. Жить своей головой.

      21. avatar dennett says:

        а что ты скажешь, если узнаешь, что каждый из них совершенно ответственно и по собственному решению участвовал в танце?

        тут не важно, школьники это или студенты колледжа

      22. avatar nikadubrovsky says:

        как ты правильно и написал, важно почему они участвовали. Если из любви к искусству, то тут только можно пожалеть о разнице вкусов. Я сама когда-то мечтала поступить в Вагановское и стать прекрасной балериной.
        Разнице, кстати, никакой. Советский балет – строго корпоративное мероприятие. Японцы просто современнее.

        Если же они изнемогают от страсти к своему начальству, ведущему их в светлое корпоративно-социалистическое-капиталистическое будущее, то это – психическое заболевание, которое было навязано молодым людям годами изнурительных душевных истязаний.

      23. avatar dennett says:

        в заключение разговора я тебе скажу, что не знаю, в каком направлении надо двигаться – в индивидуальном или коллективном.

        меня, я помню, в свое время поразил гегель, показавший мне, что целое больше частей – и применивший это к оппозиции индивидуальное-коллективное. согласно гегелю лучшее, что может случиться с человеком, это соединение с космосом, со всем окружающим бытием – и это соединение возможно только через общество, через соединение с другими людьми – и дальнейшее преодоление общества по направлению к еще большей целостности.

      24. avatar nikadubrovsky says:

        Возможно, что в данном случае, важные не цели, а методы.
        Соединиться с космосом или даже с коллективом посредством участия в ударном социалистическом труде или в корпоративно-тоталитарных балетах – пустая затея.
        Так же как рабы в древней греции, несмотря на все их жертвы на пользу обществу, не имели никакого отношения к политическому, к общественному.

      25. avatar dennett says:

        ну методы судят по успеху
        если такие танцы помогают людям соединиться с космосом лучше, чем блоги или пластилиновые скульптуры или стихи – отчего бы и нет.

        меня вообще занимает какой-то резкий тон у тебя. и то тебе не нравится, и это. и те ослы, и эти бараны.

        конечно, если кто-то вредит кому-то, тогда да. но здесь-то все полюбовно. танцуют люди. а ты приходишь – и говоришь – ослы-козлы, чтой-то это вы такое танцуете. прекратить немедленно.

        или смеешься над ними. а отчего бы просто не понаблюдать? ну танцуют люди – и пусть себе…

      26. avatar nikadubrovsky says:

        Резкий тон появляется от разницы наших с тобой представлений о мире.
        Ты вот считаешь, что мир устроен так, как устроен. И дело человека – наблюдать и понимать. Более того, ты еще и восхищаешься его устройством: сложностью и красотой. Может быть, изредка тебя тоже раздражают проявления человеческой мелочности и паскудства, но ты не считаешь это хоть сколько-нибудь значительным. По крайне мере, на фоне бешено прекрасной американской природы.
        Мне же кажется, что мир устроен косо-криво и вопиюще несправедливо, а роль человека – изменять этот мир. Для того мы тут и собрались.
        Соглашаясь оставаться наблюдателем, ты, хочешь того или нет, занимаешь сторону статус кво, то есть помогаешь сохранить мир в его несовершенно состоянии.
        как-то так.

      27. avatar dennett says:

        я бы понимал, если б ты приводила примеры жестокости, насилия, несправедливости – тогда да.

        Ты это часто и делаешь – и я никогда не возражаю.

        но когда ты с таким же отношением начинаешь судить мирно танцующих студентов – или людей, которые просто ходят на работу – или посетителей макдональдса – мне в твоем голосе слышится неприятно-резкий оттенок, связанный с уверенностью в своей правоте и правильности. я такое слышу часто в жж. оффисный планктон, чернь на стадионе, тупые домохозяйки, жирное мещанство – вот такие примерно выражения. мне похожие вещи грустно слышать от тебя.

      28. avatar nikadubrovsky says:

        А где ты проведешь границу между жестокостью и “просто ходят на работу”?
        Просто ходят на работу, например, в химическую компанию. Менеджерят и планктонят, а потом эта компания заливает ядом огромную территорию, тысячи людей в муках помирают, сотни продолжают болеть десятилетиями, до сих пор рождаются больные дети. А юристы так все устроили, что никто никому ничего не должен.
        И, если ты считаешь, что это – несчастный случай, а не образ поведения всех западных компаний в странах третьего мира, то ты просто не осведомлен о реальной ситуации.
        Так что, кто-то слаженно танцует, а кто-то в говне копается и скребет язвы.

        Наблюдать за это с философским отстранением, конечно, можно.
        Но, как-то аморально.

      29. avatar dennett says:

        ладно, мы выяснили позиции друг друга. дальше продолжать бессмысленно.
        я просто хочу тебе сказать, что каждый раз, когда в тебе просвечивает это презрение к людям, мне грустно.

      30. avatar nikadubrovsky says:

        про выяснили, я согласна.
        Про презрение могу только сказать, что это не презрение, а скорее страх (точнее ужас).
        Грустно же мне становится от равнодушия.

      31. avatar valgog says:

        Что естественно, а что нет, не так просто понять. Все, что связано с культурой — неестественно. А вот как раз чувство стаи — очень даже естественно. Если мы говорим об одном и том-же слове “естественный”.

        Сказать можно все что угодно. Особенно когда речь идет о представлении о человеческой природе в интерпретации гуманитариев занимающихся симиотикой :)

      32. avatar nikadubrovsky says:

        да ладно тебе мудрить!
        Вот поставят тебя работать на конвейер на завод Форда, как Чарли Чаплина или рабом на плантации, сразу сообразишь, что неестественно.

      33. avatar valgog says:

        Понятно, что ты себе представить не можешь, как можно работать на заводах Форда или в банке, я ведь не об этом. Я говорил о чувстве “коллектива” которое ты понять и принять не можешь, но все равно говоришь о том, что оно неестественно. Ты бывала на Октоберфесте или кельнском Карнавале? Вот где приходит понимание “коллектива” и что все наши с тобой представления о естественности и или неестественности — полный булшит.

        Японские ребята создали произведение искусства и как любое произведение искусства оно вызывает смешанные чувства и дает пищу для интерпретаций. Тебе оно не нравится, т.к. ты видишь в нем ссылку на корпоративные винтики или военные муштровки (или нравится, я не понял). Я не думаю, что они готовили это выступление, как критику японской коллективной культуры, но его можно так, как минимум, интерпретировать, но уж для представления самих этих ребят винтиками в “корпоративном балете” они, мне кажется, повода не давали… Если уж возмущаться, то культурой и традициями, которые привели к такому строению общества в Японии или Германии, какое оно есть…

        Что я хотел сказать, так это то, что рассуждать о том, что естественно и что неестественно для людей вообще, не имея статистических данных, ссылаясь только на свои субъективные чувства и на слова гуманитария семиотика — дело неблагодарное.

      34. avatar nikadubrovsky says:

        вообще-то , когда я писала этот пост, то была уверена, что смотрю выступления школьников.
        Однако, юзер enoden меня поправил и уточнил, что это – студенты спорт.вуза.
        Так что ты прав – это искусство.
        И ты прав, для меня оно мучительно.
        Как и сталинское , как и фашистское. И я не считаю, что должны цвести все цветы.
        при чем тут статистические данные или семиотика я не понимаю.

      35. avatar valgog says:

        Ну ты ведь сама сослалась на цитату в которой гуманитарий семиотик непринужденно рассуждается о том, что для человека естественно, а что нет. Я считаю, что идинственный способ определить, что для человека естественно — правильно поставленный научный эксперимент.

        Японская культура находиться в таком положении террора над личностью уже много столетий. Не думаю, что у них это так просто пройдет… хотя конечно пройдет, куда денется…

Оставить комментарий

(required)

(required)