20.02.2011

Зачем в школе нужны занятия искусством?


«Им надо многому научиться, но на младших курсах, когда они услышат все это, они поймут, как важно было пройти школьную программу».



Конечно, не все студенты собираются специализироваться на музыке, так что немногие из них вообще когда-либо услышат звуки, которые обозначают черные кружочки нот. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы каждый член общества мог распознать модуляцию или фугу, даже те, кто никогда их не слышал."



Снова ссылаюсь на гениальное сочетание "Плач математика" в переводе юзера  fregimus.



В пятницу сходила на родительское собрание и познакомилась с учителем рисования, которая специально пришла, чтобы ответить на вопросы недовольных родителей. Оказалось, что моя радость была преждевременной.  Наша учительница рисования, как она выразилась: "Страстно относится к предмету и чувствует, что невзирая на преграды, обязана донести смысл Искусства до наших детей". Она так же отметила, "обожает наших детишек" и что "по правилам положен только один урок рисования в неделю, но она договорилась на два". 



Я уже писала, что учительница рисования в нашей школе - это материализация моих подсознательных ночных кошмаров: толстая вульгарно одетая женщина средних лет с пухлой папкой бумаг под мышкой, властными манерами и визгливым голосом.



Я как-то сетовала на тупизм российского художественного образования, но наша учительница кого хочешь заткнет за пояс. 



Она потрясала своей папкой с надписью: "Обязательный план занятий для берлинских школ", в которой, по ее словам, точнейшим образом расписано, когда почему сколько и что должны усвоить детишки, чтобы их художественное образование соответствовало необходимым стандартам. 



Она рассказывала какие-то сокрушительные глупости, что ВанГоговские подсолнухи связаны с потребностями детей усвоить информацию о смене времен года, а идеальное копирование всеми детьми одной и той же картины ВанГога, разовьет у них художественный вкус и посвятит их в тонкости техники великого мастера. 



У меня от ужаса темнело в глазах. 



Пока мы общались с родителями бениных друзей, у меня сложилось обманчивое впечатление, чтоб МНОГИЕ родители не довольны уроками рисования. На собрание как раз мои знакомые не пришли. Те, что пришли мой гнев не поддержали совершенно. Условно родителей можно разделить на две части: 



- у моего ребенка много других проблем в школе, чтобы я тратил (а) время на рисование. Мой, вон, читает медленно, таблицу умножения не выучил еще и, вообще, я лучше займусь проблемами организации питания в столовой.



- да, черт с ним с этим рисованием. Ну, подумаешь, 2 академических часа в неделю? Большое дело! Пусть сидят срисовывают или что им там велят делать? Я сам рисование терпеть не мог и сейчас не знаю, зачем оно вообще на фиг нужно.



Зачем детям нужны занятия искусствами?



Действительно, зачем в школе рисование, музыка, театр?



Если бы я была директором свободной школе, где могла бы сама, без всяких "берлинских планов, определяющих уровень компетенции" назначать уроки, то я бы предложила всем детям выбрать между неограниченным количеством занятиями разного рода искусствами и остальными предметами.



То, чему дети учатся во время "серьезных" предметов (математика, языки, науки), можно легко и весело интегрировать в занятия искусством: 



- иностранные языки ввести как язык инструкции на занятиях балетом



- изучать песенки на иностранных языках



- смотреть (и снимать) фильмы 



- рисовать книжки с историями (это то, что Беня и так делает на уроках английского и немецкого)



- математика и геометрия нужны для компьютерных игр (Ноэл с Беней этим занимается), при этом,  Беня считает, что это "рисование", так как он рисует героев



ну и так далее. 



Формальное отделение "серьезных" предметов от "всякого" искусства - довольно бессмысленно.



К тому же, Беня у нас выучил немецкий, болтаясь год в комнате для художественных занятий в Свободной Школе. Он играл, строил свои пластилиновые миры, а потом неожиданно заговорил без акцента и ошибок.



Что будет, если не давать детям рисовать, петь, лепить?



Дети, с большой долей вероятности, вырастут зависимыми от чужого мнения. Они не смогут получить бесценный опыт создания своего собственного мира. Опыта наблюдения за тем, как этот мир развивается, крепнет, становится реальностью. Искусство, как бы специально придумано для того, чтобы мы могли увидеть окружающий мир своими собственными глазами, выстроить собственную систему ценностей и образов. Человека, который любит и умеет этим заниматься, гораздо сложнее потом пристроить к какому-нибудь чуждому и бессмысленному делу, отправить воевать непонятно за что или еще как-то закабалить. 



Опыт строительства, действительно, требует технических навыков. Но, это всегда технические навыки, которые нужны в конкретный момент, конкретному ребенку для его конкретного проекта. Искусство тем и прекрасно, что идиотические заявления "только это" или "только то", изначально принадлежат людям, мягко говоря не компетентным. 



Кроме того, занятия рисованием - это прекрасный способ изучить человеческую историю. История искусств не эволюционна. Африканские маски также загадочны и прекрасны, как и салонный барокко, иллюстрации к исламским рукописям также великолепны, как и христианские скульптуры. Человек, знающий толк в истории искусств, почти наверняка не вырастет фашистом. У него выработается противоядие на узкоконфессиональные и националистические разборки, в которые его потом всю жизнь будут пытаться затянуть.



В тоже время, эстетический релятивизм не возможен. Каждый раз, когда мы рисуем, мы вынуждены совершать единственный выбор, как именно мы это будем делать. Художник всегда проходит через череду привязанностей и отвращений к тем или иным средствам выражения и постоянно ищет новые. Это очень тонкий процесс. Каждый должен иметь максимальную свободу выбора.



Родители, которые считают не существенной возможность свободно исследовать путем проб и ошибок, как устроена человеческая способность общения путем создания образов, разовьют в ребенке подчинения чужим образным системам. 



А ведь современный мир - это мир образов. 



Дети, которые считают, что он не умеют или не любят рисовать, в большинстве определяют "хорошими рисунками" - образцы разного рода массового производства: коммерческой анимации и рекламы. 



Мы все понимаем, что если родители не могут готовить дома и постоянно кормят ребенка чипсами, коколой и гамбургерами, то это не хорошо. Скорее всего, у такого ребенка разовьется болезненная привязанность к вредной еде, он будет толстым и может опасно заболеть. 



Почему же мы не относимся так же серьезно к художественному образованию наших детей?  Последствия такого отношения не менее опасны.



Плохой учитель. 



Как это и описано в "Плаче математика", плохой учитель гораздо опаснее, чем полное отсутсвие в школьном рассписании занятий рисованием. Если ребенок не рисует в школе, то он может рисовать дома или с друзьями. У него по прежнему есть все шансы развитить свой талант. Ведь рисовать не нужно много, нужно делать это в правильном месте и в правильное время. Однако, если его регулярно обкатывают катком из ложно составленных инструкций и поучений, если ему с детства прививают абсурдные и бессмысленные "законы", то восстановиться во внеурочное время будет довольно сложно. Оставляя своего ребенка наедине с плохим учителем, мы поступаем по-настоящему жестоко и безответственно.



 



Во вторник пойду (вместе с еще одним родителем - английским художником) на частную беседу к учительнице рисования. Было признано, что у нее нет проблем со всем родительским коллективом, а только с "некоторыми родителями". Поэтому мы должны их решать в частном порядке.  Английский художник предлагает организовать дежурства родителей-художников на всех уроках рисования. Получится примерно раз в месяц по одному разу в неделю. Он считает, что мы должны прийти к училке с предложением: "Мы хотим с вами сотрудничать". 



 



 





Share to Facebook
7:47   МЕТКИ:, ,



Комментарии

  1. avatar david_gor says:

    Словосочетание “мы хотим с Вами сотрудничать” такие учителя воспринимают исключительно как “мы будем делать с нашими детьми всё, что Вы скажете”. Учитель с позицией “я здесь потому, что ребёнку по нормативу положено знать то и сё” иного сотрудничества не воспринимает.

    Я в таких случаях разговор начинаю с вежливого и прямого заявления о своих желаниях, ожиданиях и требованиях.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      я, честно говоря, не знаю как разговаривать. Мой наезд на родительском собрании был неудачным.
      Излишняя самоуверенность и полный провал.

  2. avatar nebezonders says:

    Да, это правильно все. Например у меня в городе приняли какой-то зловещий указ и школы с худ.уклоном – упразднили. На 2 млн город – кажется всего 3 студии. И кажется 2 худ.школы. То есть не нужно искусство совершенно детям, как считают выше. Там идет какой -то распил предметов и остатки остаются именно урокам изо. Но проблемы не в этом – я шел по средней школе(бывш. худ.уклоном) – повсюду детские панно и всякие поделки, все в соломке, ухожено. Зашел в кабинет уч.изо – все, говорит, скоро будет здесь какой-то другой предмет вести. Вот так.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      В Америке тоже самое: сокращают “не нужное”. Дети сидят в школе с 8 до 4 и у них вообще что-то очень странное под занятием искусством предусмотрено. В нашей бывшей нй школе, музыка существует только потому, что родители сами нашли частные фонды, которые ее оплачивают. А у соседней школы родители не нашли фондов. Там нет музыки.

      1. avatar nebezonders says:

        как интересно. то есть чтобы у детей появились к-л предметы нужно родителям находить инвесторов и спонсоров? А кто бы под таковыми спонсорами мог выступить?

      2. avatar nikadubrovsky says:

        всякие фонды в основном. которые заботятся о детях.
        Но, понятное дело, что они заботятся не о всех детях, а только о тех, родители которых могут обратиться в фонд за помощью и выиграть соревнование.
        Дальше можно предположить, кто родители и кто дети.
        В нашей школе половина мам сами в таких фондах и работали.

  3. avatar rapitvinka says:

    Ненавидела рисование в школе. Я не рисующий человек, я пишущий, образы воспринимаю вербально. Но у нас еще было черчение! И это был тихий ужас – и довольно странные преподы. Я это черчение ненавидела, но сейчас немного даже благодарна этому “бесполезному” предмету, т.к. пространственное воображение он все же стимулировал.

    Копирование подсолнухов… Я не знаю, что это дает ребенку. Может, какие-то прикладные технические навыки, руку набить, глазомер развить, цвета научиться смешивать.

    PS Может, это такой криво выруленный прием для развития дивергентного мышления через развитие конвергентного? :))))))

    1. avatar nikadubrovsky says:

      помню, что черчение я тоже в школе ненавидела.
      А вот по рисованию у нас была какая-то тихая подслеповатая тетенька, которая нам просто говорила: “рисуйте дети что-нибудь”.
      Я уверена, что это был лучший вариант из всех возможных.

  4. avatar acrogamnon says:

    Прошу прощения, не могу обосновать совет, не прибегая к соционической терминологии.

    Лучше не пробовать тягаться с ней в области бытовой психологии и этики – души ребенка, и т.п. Кроме того, лучше не пробовать угрозы и пытаться отвечать на ее напор аналогичным образом. Это ее территория, у нее преимущество, она может нести чушь, но множество людей будет на эту уверенную чушь вестись.

    В подобном конфликте ваше оружие – логика, способность проанализировать ситуацию и разложить ее по полочкам максимально просто, так, чтобы стало понятно любому. При этом постоянно оставаясь в области фактов. Этому она противопоставить ничего не может, по крайней мере когда у нее нет какой-то власти над присутствующими.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      Я вот думаю, оформить эту запись в эссе, перевести на английский и разослать родителям нашего класса.
      Но, я сначала во вторник схожу, поговорю с ней.
      ГЛавное, конечно, быть суперспокойной. А это очень сложно.

      1. avatar acrogamnon says:

        Не уверен, что сходить поговорить даст какой-то результат. Если человек будет воспринимать любое обсуждение не с точки зрения выяснения сути, а только победы/поражения… Убеждать скорее получится других людей вокруг.

        Да, в таких случаях может быть сложно сохранять спокойствие. А у вас нет знакомых, которые достаточно уверенно чувствуют себя скажем в общении со всякими бюрократами, могут стукнуть кулаком по столу, если их сильно заденут? По идее можно было бы взять такого для моральной поддержки.

        Эссе может сработать, только может лучше писать его лаконичнее. Т.е. постараться свести к основным тезисам и сжатой аргументации. Я подозреваю, что полноценное эссе большинство родителей не осилят, да и просто не сочтут нужным читать.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        да и сама с бюрократами умею разговаривать и кулаком по столу стучать. Приходилось…
        У нас вообще-то родители умные, но они какие-то занятые, что ли.
        Мама одной девочки – известный архитектор, постоянно переживает, что дочка медленно читает. А она циркачка, ее дочка. Она хрупкая и тонкая, гнется во все стороны и умеет делать кучу разных трюков.
        И все равно, ребенок в 8 лет свободно разговаривает на двух языках и … медленно читает.
        Я тоже в 8 лет только начала читать (и только по-русски).

        Думаю, что их нужно успокоить. Родителей.
        И Беня у нас там считается преуспевающим в академическом отношении ребенком, поэтому мы авторитетные родители.

      3. avatar nikadubrovsky says:

        спасибо, кстати, большое, за советы!

  5. avatar barsuki says:

    А если Беня просто не будет посещать эти уроки? Какой-то легальный способ освобождения?

    1. avatar nikadubrovsky says:

      не, нельзя,
      Это я сразу попробовала.

      1. avatar barsuki says:

        Достать справку об аллергии на краски?
        Вообще, желаю вам все-таки легально как-то все утрясти.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        спасибо! для ребенка это не хорошо. Нужно его учить самому противостоять трудностям. Если у меня не получится, буду ему советовать устраивать забастовки и подговаривать других делать тоже самое.

  6. avatar salnikov_vova says:

    Рисование, живописание, лепка очень развивают, в первую очередь мышление. Мне как раз недавно мать заподозренного в умственном отставании ребенка рассказывала, как ее мальчик быстро развился под влиянием рисования и лепки. Вообще изначально свойственная современным рус. художникам (врожденная) тупость связана с их, условно говоря, концептуализмом, с оторванностью от материи от вещества, от чувственности. Ведь люди остаются животными, чьи навыки зависят от навыков непосредственного обращения с веществом.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      угу. Во всех учебниках написано и 100 раз доказано, что развитие “мелкой моторики у малышей связано с развитием речи”.
      мелкая моторика – это и есть “умение работать руками” в самом широком смысле: от лепки, до рисования.
      У некоторых это состоянии недоразвитости, вероятно, остается на долго.

      1. avatar salnikov_vova says:

        У сов., а теперь у россиянских людей тупость, невосприимчивость, бедность ассоциаций остается на всю жизнь. Художники-концептуалисты, московские, во всяком случае, из этих пациентов, из недоразвитых.

        Про инострашек ничего не скажу. Да они меня и не интересуют, я за них не переживаю.

  7. avatar stroke_edge says:

    Черт знает что в мире творится.
    То, что уроки искусства нужны в школе — и именно для развития самостоятельности мышления — это совершенно очевидно.
    И в этой связи как раз возникает вопрос — не с этим ли фактом связано системное гнобление всех этих дисциплин и рисования прежде всего…

    1. avatar nikadubrovsky says:

      Я, конечно, не верю, что кто-то специально планирует тотальное оглупление населения, но, понятно, что рабам не нужны свободные искусства. Еще немного подконтрольных ремесел можно выдать, но не больше.

      1. avatar stroke_edge says:

        Может быть, и не планируется именно тотальное оглупление, а просто, что называется, оптимизируется использование «человеческих ресурсов». Как бы то ни было, а результат один. И сами по себе такие процессы не идут конечно же, это в любом случае чьи-то решения, точнее даже — комплекс решений…

      2. avatar salnikov_vova says:

        Именно, что планирует. В начале 90-х молодые реформаторы открыто об этом говорили. Тогда все болтали все, что у них на уме было. Ходорковский, например, рассказывал о том, что в жизни главное – это деньги, за которые можно все на Земле купить, и любовь, и дружбу. Ленивые у нас пропагандисты. Если бы они откопали это интервью и хотя бы на ЮТюб поместили, часть мастубирующих на него тететок, основа его возможного электората, точно бы разочаровались в своем небесном женихе.

  8. avatar good_gentleman says:

    – точнейшим образом расписано, когда почему сколько и что должны усвоить детишки, чтобы их художественное образование соответствовало необходимым стандартам.
    -мда, я все более склоняюсь что мы просто отдаем дань какой то моде ругая совок…
    я тоже не в восторге был от наших уроков рисования ( по причине ненужности предмета как мне тогда казалось)Но у нас была учитель тамара семеновна заслуженных художник и она нам беспристрастно и безидейно рассказывала и показывала про разные стили….от нее я узнал об т.н. методе обратнойперспективы ( что меня особо задело всвязи с моими увлечениями геометрией и физикой) и вообще должен сказать что я в 4 5 6 классах получил очень много базовых знаний и по теории живописи и кое что по практике ( пейзаж натюрморт натурализм импрессионизм и тд) И ни о каких станартах речи не шло….
    Стандарт один -мастерство в овладении художественной формы

    1. avatar nikadubrovsky says:

      а ты ведь в какой-то суперхорошей мат.школе, кажется, учился?

      1. avatar good_gentleman says:

        ну , суперхорошая,-это сильно сказано….и потом это была фмш-интернат с 8-10 классы , там рисования у нас уже небыло:)а та, о которой я говорю-просто нормальная хорошая школа со своими традициями:прекрасные преподы по истории, георграфии, физики, рисованию….историчка наша организовала музей истории в школе ее кабинет был весь в витринах и стендах ( благодаря ей я знаю и люблю историю грузии)кстати она перебралась в питер и живет недалеко от меня сейчас -:), физик иван романыч кабинет преобразовал в лабораторию где были все наглядные пособия которые работали а не просто пылились, у марии семеновны класс рисования был как полноценная мастерская художника ( даже гончарный круг там стоял) Просто люди эти любили свое дело и знали его

      2. avatar nikadubrovsky says:

        угу, в СССР, как и в Америке 50-60 был полноценный средний класс, а сейчас его везде вытравливают.
        И, скоро его не будет, к сожалению.
        Дети тех, у кого есть деньги, будут учиться у частных репетиторов, а большинство учиться не будет.

  9. avatar aldashin says:

    вроде бы вы имеете право учителя сменить по коллект. заявке – нет?

    1. avatar nikadubrovsky says:

      Так никакой коллективной заявки не выходит пока. Около 5 детей (все дети художников) получили негативные отзывы и активно возмущаются. Есть еще дети врачей, служащих, переводчиков и прочих достойных граждан. На собрании выяснилось, что им очень нравится, что их детям рассказывают про Ван Гога.

  10. avatar fromtxwithlove says:

    Вот читаю я такое и мне все больше наша школа нравиться. И весь школьный Art.

  11. avatar pfefferling says:

    Сочувствую очень… Буду следить за развитием событий. Мой сын еще 2 года свободных имеет до школы. Но я уже очень переживаю, так как сталкиваюсь часто даже в детском саду с безаппеляционностью… Мне все же кажется, что тут свободнее, чем в России, но, видимо, все очень зависит от удачи каждой конкретной семьи в каждом конкретном месте…
    А про рисование – полностью согласна… С тех пор как мы переехали с ребенком в Германию он стал рисовать какие-то лабиринты, видимо, это было его состояние запутанности в языке и новой среде, сейчас, когда он научился понимать и выражаться хоть немного, его рисунки наполнились разнообразными подробностями, персонажами и какими-то мирами, о которых мне интересно узнавать… Он ходит в художественную школу где занятия ведет очень внимательная к детскому творчеству женщина. Думаю, что пока у нас все хорошо, а как все переменится через 2 года я не знаю…

    1. avatar nikadubrovsky says:

      удачи. Нужно как-то стараться за этим следить. Но, не всегда, к сожалению, удается помочь.

      1. avatar pfefferling says:

        Наверное, оставляя ребенка наедине с педагогом, действительно, ничего сделать незльзя, есть обстоятельства, которые оказываются выше нас, но, как мне кажется, все можно компенсировать, особенно, осознавая происходящее…

      2. avatar nikadubrovsky says:

        Педагог в таком раскладе каким является обычная школа – фигура репрессивная. Он отдает задания, все должны выполнять.
        Беня, например, если и не боится эту училку, то опасается.
        Она и родителей умудрилась запугать. Как начала папкой размахивать, говорить какие-то слова “композиция”, “перспектива”. А простой немецкий (английский) врач или там служащий, он ведь не очень хорошо помнит, что такое “перспектива” и сразу же чувствует себя виноватым.
        В этом деле, как с экономикой:
        http://nikadubrovsky.livejournal.com/823596.html?thread=15591212#t15591212

        каждый про себя думает: “дай ка я лучше помолчу. А то буду выглядеть идиотом.”

      3. avatar pfefferling says:

        Мда… репрессивные уроки рисования – прямой путь к депрессии…
        Я удивлена и немного встревожена…

  12. avatar pinguinchen says:

    аргументация очень убедительная, спасибо
    думаю, и другие родители прочитав согласятся

    1. avatar nikadubrovsky says:

      спасибо! я как раз занята переводом на английский.
      потому что училка со мной встречать пока отказалась. вежливо перенесла не следующую неделю и , думаю, дальше будет меня так же посылать.

      1. avatar nikadubrovsky says:

        да, отличное! это выступление, кажется, какие-то миллионы посмотрели.

        Очевидные кажется вещи, однако, вот взрослые люди так изводят.

        Беня нарисовал окрававленный нож к своему снеговику, потому что это же смертоубийство заставить 30 совершенно разных детей вырезать совершенно одинаковых снеговиков.
        а идея, что это как то приблизит их к обучению “сезонов года” или что это является “изучением базовых навыков” – поразительна.

  13. avatar pingback_bot says:

    User referenced to your post from Искусство saying: […] (в то время как философия от пут все еще не избавилась). Ника писала об этом применительно к школам […]

Оставить комментарий

(required)

(required)