Размышляя о монументальном искусстве

Cпросила у друзей в файсбуке: нравится ли им эта скульптура. 

Получились горячие дебаты.

Заодно погуглила вокруг да около главных советских граждан. 

Критий и Несиот. Тираноборцы (Гармодий и Аристогитон). V век до н.э. Бронза. Римская копия с греческого оригинала.

В некотором смысле, греческая культура — оригинал советской. Однако, она: а) мужская б) политическая — изображенные граждане — борцы с тиранами. 

В таком контексте советскую можно воспринимать как гимн буржуазным семейным ценностям. Такая вот "правильная семья": труженики, достойные граждане и проч. и прочее.

Однако, не стоит забывать о том для чего, как и когда была сделана эта скульптура. 

Вид из немецкого павильона на советский. Париж 1937 год. 

Прочитала о парижской выставке у юзера  myparisА что-же было вокруг? 

Была Эйфелева башня, а напротив находился павильон фашисткой Германии. Наши заклятые соседи после того, как закончили строить наш павильон — надстроили чуть выше свой, и сверху поставили орла со свастикой.

Но когда наши начали собирать скульптуру они поняли, что лажанулись. И когда поняли какая будет итоговая высота у павильона СССР, в авральном режиме надстроили свой еще выше и опять пригвоздили сверху орла.

Однако их павильон так и смотрелся как башня с гнездом на крыше. Так и вошло в историю это противостояние двух павильонов. Оно неоднократно обыгрывалось на открытках и фотографиях.

Выходит, что это — абсолютно антифашисткая скульптура! site-specific instalation. 

Это — война. Рабочий и колхозник никакие ни мирные труженики. Они — воины и они завалили фашистов.

Существует еще городская легенда, что Мухина придумала советский граненный стакан. Это не правда, но все равно красиво!