ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ

Почитала отчеты Андрея Парщикова о Биеннале. 

 

С каждым годом численность художественного сообщества, посещающего Венецианскую биеннале, растет. В этот раз прирост зашкаливал. В большую часть павильонов стоят многометровые очереди, и теперь просмотр искусства сопряжен с большими моральными и физическими усилиями. Это и правда нелегко. Помню перформанс одной художницы, чье имя я сейчас забыл, которая в лаунж-зоне «Арт-Базеля» Читать! Что за балет, Вася? Электропоп из Buckingham Palace Дирижаблестрой и дирижаблисты Трэш-культура или диджитал-фолк? Ситуационистский интернационал выделила себе небольшой кусок площади, обставила его как спа-салон и предлагала для коллекционеров массаж ног. В Венеции эта услуга пользовалась бы невероятным успехом

 

Павильон США, в котором в этом году показывают перформансы в исполнении профессиональных спортсменов-гимнастов (работа пуэрториканских художников Аллоры и Кальцадильи), оказался блокбастером. Красивое, критическое, задорное искусство Аллоры и Калцадильи – это как поп-музыка с околополитическими текстами. В основном этот павильон всем нравится. На мой вкус, он слишком прямой, спектакулярный и, честно говоря, несколько консервативный. Мысли об олимпийских играх и фашистской символике, о государственной силе и декоративной атрибутике подавления, как бы это сказать, немного очевидны, и уж точно о них уже подумали и поговорили все не самые ленивые. Да, безусловно, это искусство критическое, но очень безопасное, очень красивое, очень американское, сделанное, даже в концепции, по всем нормам, в том числе и интеллектуальной безопасности. Нет, оно не совсем уж ОК, оно нагловатое, но ровно в пределах допустимого всеми вышестоящими инстанциями. Создается ощущение, что художники консультировались не только со спортсменами-медалистами, но и с самим Международным Олимпийским комитетом и с кем-нибудь из Белого дома.

Стоит отметить особенно павильон Нидерландов, где группа художников, музыкантов, поэтов и архитекторов совместными усилиями сделала проект Opera Aperta/Loose Work— о том, как делаются коллективные проекты, как спонсоры могут быть включены художниками в процесс формирования экспозиции, о том, что пока в Голландии система государственных субсидий больше, чем где-либо еще, за исключением, наверное, Берлина, позволяет существовать некоммерческому институциональному искусству, и о том, как создавать выставку как тотальную инсталляцию из работ многих авторов, включая архитектора самого павильона Ритвельда, чьим именем названа одна из крупнейших в мире арт-академий.