Телесериалы.

Отличное интервью Лобана Алексею Цветкову. 

Меня, в частности, вдохновил пассаж про сериалы: Ну и конечно сериалы: «Офис», «Массовка», «Во все тяжкие», «Ущерб» да и «Лост» — вещи гораздо более сильные по воздействию, чем любой полный метр. Вообще, сериалы — это самая интересная область для эксперимента на сегодняшний день. Новые формы медиа формируют для себя новых людей, которые в состоянии находиться в потоке информации невероятной плотности. И полуторачасовые послания уже не работают. В то время как горизонтальные и вертикальные сериалы создают растянутый во времени и пространстве эффект присутствия в истории. И зритель может выбирать и формировать свой медиамир, окружая себя героями-друзьями и историями в их бесконечном протяжении. А кино в кинотеатре — это теперь «Аватар»: аттракцион, карусель, можно прокатиться разок с визгом и с закрытыми глазами.

Написала текст о  нежно любимых Стар Треке («Звездный путь») и «Во все тяжкие». 

Для меня «Звёздный путь» всегда был лучшим доказательством того, насколько США и СССР были идеологически близкими сообществами. Жители обеих стран верили в могущество человека и в неизбежность технического прогресса, целью которого является гармоничное справедливое общество. В обеих странах общественное развитие понимали как бесконечное расширение, как стремление человеческой расы распространиться как можно дальше. В обоих случаях общества были патриархальными, и существовали в рамках милитаристских иерархий, обеспечивавших требуемых порядок.

 

В отличие от «Звёздного пути», «Во все тяжкие» –  сериал поэтический. Мир его героев не предполагает рациональных объяснений случившемуся, а они сами не верят в бесконечную силу человеческого мысли, в добрые намерения конкретных сограждан и общества в целом. Логика развития сюжета «Во все тяжкие» повторяет логику развития народных испанских баллад, описанную Гарсией Лоркой. Сюжет начинается с того, что главный герой – придавленный жизнью неудачник и лох, узнаёт, что он неизлечимо болен раком и жить ему осталось всего несколько месяцев. Обычное для «Звёздного пути» начало. Там почти через серию все члены экипажа заболевают неизлечимой таинственной болезнью, занесенной на корабль коварными инопланетянами.

Разница, однако, в том, что к герою «Во все тяжкие» Уолтеру Уайуа (Брайан Крэнстон), на помощь не бросаются верные друзья, готовые рисковать жизнью и демонстрирующие блестящие интеллектуальные способности. Взволнованное его бедой человечество тоже не спешит протянуть ему руку… Напротив, его родственники оказываются жалкими идиотами. Они предлагая влезть в долги и помучиться последние месяцы жизни, проживая side effects от химиотерапии (понос, рвоту, слабость, головные боли и прочее и прочее). Мистера Уайуа  – жителя американской провинции, окружают жестокие и бессмысленные люди, такие же неудачники, как и он сам.

Создатели «Во все тяжкие» используют множество гениальных приемов, напрямую отсылающих к пряной, терпкой культуре испанских романсов: в сериале не переводятся разговоры на испанском, видеоряд выстроен на странном балансе пластиковой американской повседневности и бешенном мексиканском народном китче, таком ярком, что кажется можно ослепнуть. В ключевые моменты изображение вовсе исчезает и появляется черный кадр, который заставляет зрителя закрыть глаза и вместе с авторами фильма глубоко вздохнуть. Очень похоже на отбивающие ритм пальцы певца, который от прилива чувств вынужден прервать песню, наклонился к гитаре и только продолжает нервно постукивать по инструменту костяшками пальцев. В мире героев «Во все тяжкие» нет правильного решения. Преступление не противопоставляется законопослушанию. Разрешение конфликтов невозможно. Нет ни торжества справедливости, ни заслуженного наказания, ни положенной награды. Всё выжжено, выполото, раздавлено.