Женщины и мужчины в постсоветской России

В 2002-2003 году Советом женщин МГУ (Председатель — профессор Китайгородская Г.А.) при поддержке Фонда Форда было проведено большое общероссийское исследование с целью выяснить, сколько замужних женщин в современной России подвергаются разным видам насилия со стороны своих мужей. Всего было опрошено 1076 женщин и 1058 мужчин в семи регионах России в более чем 50 населенных пунктах. Мы изучали распространенность и характер четырех видов семейного насилия: психологическое, экономическое, физическое и сексуальное.

Необходимость для женщины регулярно просить деньги у мужа и отчитываться перед ним за расходы, практически не связана с материальным положением семьи. Доля женщин, которые должны просить и отчитываться, практически одинакова в семьях с разным достатком. Только в самых бедных семьях (с доходом ниже тысячи рублей на человека в месяц) женщинам немного реже приходится объясняться перед мужем «куда делись деньги».
Зато риск подвергнуться «экономическим» угрозам и оскорблениям прямо зависит от уровня материальной обеспеченности. Этот риск значительно выше для женщин из бедных семей — именно мало зарабатывающие мужья чаще всего обзывают жен «иждивенками» и угрожают не дать им денег.

Показательно, что среди самых бедных семей случаи, когда муж, запрещает жене работать, встречаются так же часто, как и среди самых обеспеченных. То есть некоторым из мужей не важно, как и на что будет жить их семья, дети — главное, чтобы жена «была послушной».


Есть показатели экономического насилия, по которым сближаются женщины из двух противоположных групп: зарабатывающие значительно больше мужа и зарабатывающие значительно меньше или вообще не имеющие собственных доходов. Это запрет на работу/учебу/карьеру и случаи, когда муж выгонял жену из дома.

В самом благоприятном положении находятся женщины, зарабатывающие немного больше мужа или примерно столько же, сколько и он — среди них меньше всего тех, кто подвергается экономическому насилию. Очевидно, в этом случае мужьям не надо предпринимать специальных действий, чтобы поставить «слишком много» зарабатывающую жену на место, и в то же время они не могу воспользоваться тем, что жена от них материально зависит.

В семьях, в которых существует экономическое насилие мужа над женой, резко увеличивается разница в доле мужчин и женщин, не имеющих денег, которые они могут потратить на себя и так, как считают нужным. Если в среднем она составляет 3% «в пользу» мужчин, то в семьях, где муж практикует различного рода экономическое давление на жену, она существенно возрастает (до 16-19%). Таким образом, становится очевиден один из «выигрышей» мужчин — экономических насильников: перераспределение семейных денег в свою пользу.

ну и дальше (доставляет):
Наше исследование показало, что очень многие мужчины и женщины вовсе не думают, что мужчина не должен бить жену. Доля тех, кто готов оправдать мужа, ударившего или побившего жену, при ответах на различные вопросы колеблется от 32% до 47% процентов.

В частности, треть респондентов считает, что мужчина может бить жену в наказание за что-либо. Больше всего тех, кто считает, что женщину можно побить, если она изменяет мужу или злоупотребляет спиртным. Это именно те «грехи», которые общество в наименьшей степени готово простить женщине, причем в отношении них очень выражен «двойной стандарт» и лицемерие. Так, например, среди мужчин, которые полагают, что можно побить жену за измену, многие, по их собственному признанию, сами изменяли женам, а среди мужчин, которые допускают избиение жены за ее алкоголизм, треть сами бывают сильно пьяны раз в месяц и чаще.


Половина опрошенных мужчин не исключает того, что они когда-либо ударят жену. Среди женщин тех, кто считает вероятным, что муж может их ударить, еще больше — 60%. То есть большинство замужних женщин живут с человеком, про которого они думают, что он может их ударить или побить. Риск подвергнуться избиению оказывается «естественной» составляющей обычной семейной жизни.


Таким образом, в подавляющем большинстве случаев мужья-агрессоры не являются психопатами, способными на крайне жестокие действия. В основном бьют жен вполне обычные мужчины. Возможно, именно это позволяет и мужчинам и женщинам относится к физическому насилию как к чему-то, не выходящему за пределы «нормальной» жизни — если муж не избивает жену ногами, значит, это еще вроде и не насилие, а просто частное дело.

Основываясь на ответах мужей-агрессоров, можно реконструировать типичную, картину произошедшего, увиденную глазами «мужской стороны». Виновата в случившемся жена. Только четверть мужчин, ответивших на вопрос о том, кто был тогда виноват, однозначно сказали, что они не должны были бить жену. Именно жена начала ссору, которая и окончилась ударом или побоями — так считает 80% мужчин, ударивших или побивших жену. Ударить ее «пришлось» потому, что она сделала что-то, против чего муж возражал или, наоборот, не сделала чего-то, на чем он настаивал. Нападение на жену, таким образом, рассматривается как карающее и дисциплинирующее действие.

Характерно, что мужчины, избивающие жен часто или жестоко, делают это вовсе не потому, что несчастливы в браке с ними. Удовлетворенность браком у них почти такая же, как у мужчин в среднем по массиву и абсолютное большинство из них не хотели бы развода (никогда не думали о разводе 44% из них и еще 26% думают о нем очень редко.).

Данные нашего исследования показали, что в среднем из каждых 100 замужних женщин 79 знакомо хотя бы одно из проявлений психологического насилия; 54 подвергались как минимум одной из форм экономического насилия; к 50 мужья применяли физическую силу и 23 подвергались насилию сексуальному в той или иной форме.