О том, как мы будем голодать.

600_400_P1060700

О Всемирной выставке еды в Милане, безумных тратах и компаниях, которые врут.

«Сегодня нас 7 миллиардов. К 2050 году станет 9.2. Примерно 1 миллиард людей постоянно находится на грани голода. Вскоре появится еще больше богатых людей, которые захотят улучшить свой режим питания.Обеспечить миллиарды людей высоколорийной пищей, исходя из имеющихся ресурсов, будет очень сложно. Некоторые ученые считают, что это вообще невозможно. Что же с нами будет?».

Первая всемирная выставка (Экспо) прошла в 1851 году в Лондонском Гайдпарке по инициативе принца Альберта. Зрителям был показан хрустальный дворец, возведенный Джозефом Паксоном из железа и стекла — предвестник архитектуры 20 и 21 века. Последующие выставки — одна успешней другой — превратились во нечто вроде международных олимпийских игр, где национальные государства представляли друг другу последние достижения индустриализации и технических инноваций. Противостояние советского и нацистского павильона на Всемирной парижской выставке 1937 года стало точкой отчета Второй мировой войны и последующего передела мира. Сама индустрия выставок — художественных, профессиональных, корпоративных – это бесконечное количество манифестов и биенналей, центров и павильонов, демонстрирующих все и вся — выросло из первой всемирной выставки.

Я обязательно должна была посетить хотя бы одну такую выставку, тем более, что нынешнее миланское биеннале посвящено теме еды, которой я интересуюсь и о которой пишу уже много лет.

Выставка «Накормить планету. Энергия для жизни» должна была ответить на вопросы почему и как мы едим, как сохраняем еду, как пакуем и утилизируем, как растим и как выглядит «еда будущего».

Миллитаризованная коммерция

По 35-градусной жаре мы долго брели ко входу между высокими заборами, оснащенными камерами наблюдения и колючей проволокой. По пути нам встречались блокпосты, группы вооруженных военных и полицейских в удивительно разнообразной устрашающей униформе.

140 стран участниц, более 20 миллионов посетителей, плюс селебрити, президенты, премьеры, бизнес-элита — вдруг кто-нибудь задумал недоброе против этих милых людей? Первую международную выставку в Лондоне посетило рекордные 6 миллионов человек — треть населения Англии, но колючей проволоки и вооруженной охраны там, кажется, не было.

Всемирная выставка позиционирует себя как мероприятие некоммерческое, наднациональное, миролюбивое, призванное искать решения фундаментальным проблемам, стоящим перед человечеством. Однако далеко не все жители Милана с этим согласны.

Миланское Экспо началось с коррупционного скандала: откаты и недострой, так хорошо известные в России, в Италии побили все рекорды. В результате несколько менеджеров и несколько бывших политиков сели в тюрьму, а выставка открылась с недостроенными павильонами.

Пока итальянские политики подсчитывали, как поделить 11-миллиардный доход от миланской выставки, граждане начали выходить на демонстрации с требованием отменить проведение Экспо в Милане.

Десятки тысяч человек шли по улицам, скандируя: «У людей нет доступа к еде и к воде! Почему Экспо не ответит нам на эти вопросы? Потому что те же самые корпорации, которые отобрали у нас еду и воду, являются организаторами Экспо».

Когда еда – это товар

Можно относиться к еде как к медицине, как к демонстрации социального статуса, как к элементу ритуала, как к социальной или эстетической категории и так далее. В абсолютном большинстве человеческих культур едой, как и водой, принято делиться с нуждающимся. Миланская выставка представляет еду как продукт потребления, который можно и нужно продавать, и, исходя из этого, выстраивает свою экспозицию.

Посетители попадают в гигантский супермаркет, где вперемешку громоздятся могучие павильоны богатых стран, мелкие лавочки стран победнее и роскошные павильоны транснациональных компаний. Богатые павильоны поражают административной мощью. Мелкие страны представляю более-менее сносно оформленные бутики (или, точнее, коммерческие ларьки). Там и сям попадаются частные продавцы, представляющие «некоммерческими организациями».

Я поискала информацию о том, сколько платят частники за право торговли.

Индийская продавщица сувениров из НКО заплатила 200 000 евро за право торговать в течении 6 месяцев в небольшом ларьке. Плюс к этому она и ее сын оплачивают входной билет на выставку — 39 евро каждый день.

В каждом павильоне людям предлагают бесплатные аттракционы: вы можете сфотографироваться с мусульманскими женщинами, закутанными в паранджу, купить «международный паспорт выставки» и проштамповать его во всех павильонах или, хотя бы, поиграть в какой-нибудь простенький паззл: вставить пластиковый кружочек (в виде, например, африканского фрукта) в разъем — «почву», которую приготовили оформители павильона.

Посетители довольны!

статья в часткоре