Атом Эгоян «Помнить»

За точку отсчёта возьмем рай, куда попадают прожившие правильную жизнь американские старики и старушки.
Они много работали, растили детей и вот теперь общество заботится о них.
Добрые нянечки участливо напоминают впадающим в детство старикам о забытых тапочки, накладывают вкуснейшую еду, предупредительны и надежны, как и положено ангелам.
Из этой, несколько бюрократической, но такой современной версии рая главному герою предстоит отправиться прямиком в ад.

За точку отсчёта берём Аушвиц. Эта история за которую, по словам главного героя фильма, не возможно извиниться.
Аушвиц располагается за гранью человеческого, на территории, где живут волки, вампиры, вечные муки и нечеловеческий ужас.
Скорее всего именно туда попал древнегреческий трагический герой  — Царь Эдип , убивший своего отца и женившеся на собственной матери.
Можно ли снять фильм о трагедии Царя Эдипа, если он — нацистский преступник, убивавший евреев в Аушвице? 

Никогда раньше не смотрела фильмы Атома Эгояна . А он оказался абсолютно гениальный режиссёр.

Фильм начинается медленно и занудно. Милейший дедушка 90 лет — с провалами в памяти, постоянно забывающий где он и что с ним, к тому же Жертва Холокоста, бывший заключенный концлагеря, вооружившись пистолетом, отправляется через всю Америку на поиски своего бывшего нацистского мучителя.
Выглядит как комедия положений, особенно переговоры «убийцы» с таким же доходягой- организатором его путешествия соседом по дому престарелых, способным передвигаться только с кислородным балоном на перевес.
Оба деда с трудом произнося слова и шатаясь, обсуждают как добраться через всю страну до скрывающихся десятки лет нацистках преступников, которых так никто и сумел отловить.
И вдруг, к концу фильма всё неожиданно переворачивается.
Милый дедок сам оказывается бывшим нацистом, А его добрый друг соратник по организации возмездия, превращается в беспощадный греческий Рок. 

Герой Софокла — царь Эдип совершает свои преступления в беспамятстве.
Он не знает, что убивает своего отца и не знает, что его жена – незнакомая царица – его собственная мать.
Но , узнав о своих преступлениях, царь Эдип сам себя наказывает, выкалывая себе глаза.
Герой Эгояна – нацисткий преступник совершал свои злодеяния в полном сознании, но он о них забыл и представил себя жертвой настолько, что забыл о себе настоящем.

Этот фильм не о возмездии. Какое может быть возмездие, если человек не знает и не помнит что он совершил?
Кто вообще этот человек?
Кто такой старый человек? Меняется ли человек в течении жизни настолько, что перестает быть самим собой?
В конце фильма герой, обращаясь к нацисту, прятавшемуся всю жизнь под маской своей жертвы, говорит: «Страшно прожить чужую жизнь».
Через минуту он узнает, что и сам он – волк в овечьей шкуре и убьёт себя.
(Убегая из концлагеря и притворяясь заключенным, он возьмет себе еврейское имя Зеев, что значит “Волк”)

Фильм о пути познания. О древнегреческом роке, от которого не возможно уйти и который не знает справедливости.
На своём пути к смерти дедушка встречает ( и даже убивает) очень неприятных людишек- бывших нацистов.
На вопрос ребёнка, кто такой «наци», он исренее замечает — «плохой человек». Замечает походя, это не важно. Плохие люди, они кричат, убивают, натравливают на других собак, это всем же всем известно.
В нашем случае речь идет о другом. Не о наказании за неправильные убеждения, за гадство и преступления.
В судьбе забывшего самого себя нациста главное — право человека на понимание самого себя и на возмездие самому себе.