Активисты против масс-медиа

Протестные выступления против Всемирной Торговой Организации в Сиэтле 1999 года стали отправной точкой, сформировавшей многие активисткие и протестные движения конца 20-го, начала 21 века. Одной из них является активисткий арт-проект Соглашатели (The Yes Men).

В своих проектах Соглашатели (Энди Бихльбаум и Майк Бонанно) используют метод подрывного утверждения (subversive affirmation), появление которого было реакцией на современное состояние СМИ.

Предшественников Соглашателей, американских политических активистов 60-х, окружал совершенно иной медиа-контекст.

Несмотря на то, что тогдашнее американское общество было значительно более реакционным, нежели современное, СМИ были сравнительно демократичнее, а журналисты еще не окончательно превратились в шоуменов.

Все ведущие американские телекомпании посылали в зону военных действий корреспондентов.

Телевизор был уже в каждой американской семье и вместе с ним в каждый дом попали прямые трансляции из Вьетнама.

Собравшись за традиционным семейным обедом у телевизора, американцы наблюдали расстрелы мирных жителей, раненых и мучительно умирающих американских солдат, выжигаемые напалмом деревни.

Информация о демонстрациях и протестах в самой Америке 60-70-х тоже попадала во все новостные ленты.

Для сравнения: во время выборов Буша-младшего на второй срок протестная демонстрация на улицах Нью-Йорка собрала больше миллиона человек.Однако в новостной ленте это событие заняло незначительное место.

Американцы увидели кадры с марширующими демонстрантами в таком контексте: в небольшом городке храбрые жители спасают потерявшегося ребенка, где-то прошло ужасное наводнение, чудесная компания показывает рекордную прибыль, а в Нью-Йорке жители вышли на демонстрацию.

Не менее массовые и многочисленные демонстрации против войны в Ираке также были показаны СМИ в фоновом режиме: «Кто-то занимается рыбной ловлей, кто-то протестует против войны, но наш теле-диетолог всем советует заняться бегом. Только так телезрители смогут прожить на 7 или даже 8 лет дольше положенного!»

Новости из зон военных действий проходят жесткую цензуру, медиа концерны постоянно укрупняются, а политическая и экономическая власть консолидируются. В результате, само понятие «журналистики» и «новостей» постепенно замещается понятием «шоу-бизнеса» и «экономики развлечений».

Нынешние правые не используют логические аргументы, не апеллируют к разуму и не ведут дебатов.

Липкий визуальный ряд, мифологические образы злодеев и хороших парней отрицают саму возможность прямого идеологического противостояния.

«Мы просто зарабатываем деньги!», — говорят владельцы телекомпании FOX, одного из главных рупоров американских крайне-правых.

В этой ситуации активистам было необходимо изменить тактику: одно дело противостоять напору идеологических противников, а другое дело — бороться с гламурными новостями и теле-евангелистами.

Одни считают, что нельзя опускаться до манипулирования массовым сознанием. Другие считают, что «на войне как на войне», «мы за ценой не постоим».

Кто-то говорит, что революционное искусство — это и есть пропаганда.

А я вот думаю, что задача искусства в том и состоит, чтобы преобразить тупорылового потребителя рекламы в сочувствующего живого человека. Вернуть его самому себе.

В 1999 году Соглашатели создали фальшивый веб-сайт Всемирной торговой организации (gatt.org). Они имитировали дизайн настоящего ВТО, полностью заменив тексты и сделали свой сайт на похожем домене, так что многие попали на него по ошибке.

Ничего не скрывая, ребята описали свое представление о деятельности Всемирной Торговой Организации.

В частности:

ВТО — гигантская международная бюрократическая машина, целями и задачами которой является навязывание свободной торговли, то есть свободы ТНК делать бизнес так, как им заблагорассудится.

ВТО считает, что свободный рынок важнее всех других свобод, включая свободу:

— есть

— пить

— не есть определенные вещи

— лечить больных

— не загрязнять окружающую среду

— выращивать определенные сельскохозяйственные культуры

— организовывать профсоюзы

— сохранять социальные службы

— управлять

— иметь право мнения в собственной внешней политике…

Все перечисленные свободы атакуются гигантскими ТНК, работающими под прикрытием «свободной торговли», мистические права на которую, как нам сказали, должны облагодетельствовать нас всех.

Несмотря на то, что авторы сайта не скрывали своих взглядов, их принялись приглашать на выставки и конференции в качестве официальных представителей ВТО.

Возможно, приглашавшие невнимательно прочитали то, что было написано на приветственных страницах фальшивого сайта, возможно, приветственные страницы вообще никто не читает.

Достаточно схожести дизайна и доменного имени.

Два Соглашателя — Энди и Майк, — купив в секонд-хенде пару деловых костюмов, отправились представлять ВТО, компанию Exon и других сильных мира сего на симпозиумы, встречи и профессиональные собрания.

Свои путешествия они снимали на видео, из которого потом смонтировалидва фильма: «Соглашатели» и «Соглашатели спасают мир».

Фильмы получились смешные и очень жестокие.

Как это было?

Когда я разговаривала с Энди и Майком в Нью-Йорке сразу после выхода их первого фильма они рассказали, что больше всего их поразила толстокожесть аудитории.

Отправившись в Финляндию на международный конгресс текстильщиков, они прямо во время презентации переодели Энди в золотой костюм, украшенный 2-х метровым золотым членом, заявили, что рабство в Америке отменили исключительно по экономическим причинам, заменив его на современные потогонные производства в странах третьего мира.

В конце концов Соглашатели предложили нововведение — пульт удаленного управления для менеджеров ТНК, позволяющим им бить током нерадивых работников. Пульт был встроен в золотой член Менеджера.

Ребята рассчитывали на то, что их, если не побьют, то хотя бы прогонят.

Однако их выступление не вызвало протеста.

Напротив, Соглашателей пригласили на пресс-конференцию и опубликовали статью с фотографией улыбающегося членоностного Энди в местной газете.

Дальнейшие проекты Соглашатели пытались выстроить гораздо жестче, так, чтобы проломить стену отчуждения, когда любое даже самое ужасное и бесчеловечное принимается как будничное и обычное, если исходит от «авторитетных источников» (людей в костюмах и с визитками представителей крупных ТНК или ВТО).

На мой взгляд, Соглашатели добились успеха сразу в нескольких акциях.

При поддержке австралийских активистов им удалось организоватьвыступление в Сиднее на собрании бухгалтеров, где Соглашатели объявили о закрытии ВТО, покаявшись в преступлениях против человечности, совершенных этой организацией.

Вместо ВТО, пообещали выступавшие, будет образована новая организация — Организация регулирования торговли (the Trade Regulation Organization), задачей которой будет представлять не интересы ТНК, а интересы простых людей и местных предприятий, защищая их от жадности и беззакония транснациональных корпораций.

Бухгалтеры горячо поддержали инициативу «представителей ВТО», бросившись предлагать конкретные меры, позволяющие гарантировать, что в будущем новая организация на самом деле будет помогать бедным, а не богатым.

Более того, после того, как Соглашатели разослали от лица ВТО пресс-релиз, объясняющий причины самоликвидации, канадский парламент принял постановление, одобряющее решение о самороспуске.

Энди и Майк получили сотни и сотни электронных писем в поддержку… своего решения.

Другая, не менее удачная акция, была проведена от лица ТНК «Exon». Получив приглашение выступать перед 300 участниками канадской конференции работников нефтяной промышленности, Энди и Майк предложили следующий вариант борьбы с истощением запасов углеводородов и изменения климата:

Они показали трехмерную презентацию, объясняющую как можно добывать энергию из трупов людей, которые погибнут в экологических катастрофах, связанных с глобальным потеплением.

Как это обычно и бывает, зрители переглядывались, перешептывались, но не более того. Предложение организовать индустрию по массовой переработке жертв экологических катастроф не вызвали резких возражений: «Business as usual» («Это просто бизнес»).

Однако опытные Энди и Майлк сумели дожать своих зрителей.

В заключении они показали фильм, в котором засняли речь «сотрудника» компании Exon, погибшего в результате болезни, вызванной несчастным случаем на производстве.

Сотрудник якобы добровольно завещал свое тело родной компании для использования в производстве энергии.

На столах нефтяных работников, смиренно слушавших презентацию, расставили свечки, произведенные из тела «сотрудника» и предложили им их зажечь.

Только в этот момент нефтяники прозрели. Собственно этого и добивались Соглашатели, которых на этот раз с возмущением вытолкали из зала.

Окруженный журналистами Энди, однако, сумел произнести речь:

«Мы должны быть готовы! Способ добычи энергии, который демонстрирует наша компания, неизбежно приведет к катастрофическим изменениям климата.

Он приведет к миграциям и конфликтам, которые разрушат нефтепроводы и нефтехранилища.

Без нефти мы не сможем производить и доставлять продовольствие.

Начнется голод.

Это будет трагедией, но хотя бы все эти трупы смогут быть обращены в энергию для остальных жителей земли.

Мы не предлагаем никого убивать! Мы говорим о том, что делать, когда природа совершит свою работу.

В конце концов, 150 000 человек умирают каждый год в результате изменения климата, а дальше это число только увеличится, возможно, значительно увеличится!

Что же, все эти смерти — напрасно? Это слишком жестоко!»

Главное, чем Соглашатели отличались от других активистских проектов: они не пытались противостоять мареву масс-медиа, не гребли против течения.

Напротив, они с удвоенной скоростью «подгоняют волну» мейнстрим-идеологии.

Именно эта удвоенная скорость позволяет увидеть реальность в ее подлинности: одновременно трагичной и комичной.

Комментируя свою акцию на съезде нефтяников, Энди заявил: «Если наша стратегия энергетической безопасности только увеличивает шансы климатических катастроф, то у нас очень забавные представления о безопасности!»

Чарли Чаплин прославлял не конвейер, а маленького человека, потерявшегося в бездушных механизмах машины. Так и проекты Соглашателей обнажают абсурдность и жестокость окружающего мира, беззащитность человека перед ним и перед самим собой.

Какие новости?

В конце апреля крупнейшая химическая ТНК «Доу», ответственная за многочисленные экологические катастрофы, попыталась устроить «Марафон за чистую воду» в Нью-Йорке.

Забег был частью одной из самых дорогих рекламных акций корпоративного мира, направленной на улучшение пошатнувшегося имиджа компании Доу.

Все активнее стали распространяться слухи о том, что Доу «когда-то давно» устроила крупнейшее химическое отравление в истории человечества и отказалась брать на себя ответственность за случившееся; о том, что компания убивает своей продукцией людей не только «где-то в далекой Индии и Вьетнаме», но и гадит в своем собственном родном американском штате.

Менеджеры компании обратились за помощью в серьезные маркетинговые агентства, привлекли знаменитостей шоу-бизнеса и организовали по всему миру целую серию презентаций, посвященных «просвещению общественности в вопросах сохранения чистой воды».

Нью-Йоркский забег не пользовался большой популярностью среди жителей, так что победа активистов была легкой и приятной.

Как написано в рассылке Соглашателей: «Доу устроили вечеринку. Откликнулись зомби!»

Часть Соглашателей посетили акцию, нарядившись в зомби, вампиров и других смертоносных созданий.

Вторая группа участников от Соглашателей, одетая в респектабельные костюмы, в качестве представителей Доу общалась с прессой.

Отличить реальных представителей Доу от подставных было совершенно невозможно.

Испуганные представители компании ничего не могли поделать. Пресса же, как всегда бывает в таких случаях, с удовольствием снимала события и расспрашивала участников, в основном самих Соглашателей, о сути происходившего.

Воровство информационных поводов, паразитизм на организационных усилиях своих противников — это прекрасная и почти всегда срабатывающая тактика, хорошо отработанная Соглашателями.

Они не считают, что нужно разрушать образы, выстраиваемые их идеологическими противниками. Напротив, они их усиливают, доводя до гротескных размеров. Совершенно не обязательно самим устраивать забеги, демонстрации и шествия. Достаточно посещать те, что уже устроили, организовали и оплатили наши оппоненты.

Куда двигаться?

Соглашатели изначально заявили себя как активистский проект. В отличие от аполитичной Монстрации или многочисленных арт-проектов, Соглашатели родились из конкретной политической акции и всегда использовались в качестве конкретного инструмента для конкретных целей.

Ближе всего из русских аналогов к нему стоит группа ХУЯ ДСПА (художественная ячейка имени Петра Алексеева). Не случайно, что один из их самых успешных проектов — Марш Согласных, отсылает к русскому переводу названия группы «The Yes Men».

Кроме того, что Соглашатели — это проект политических активистов, его можно назвать проектом анархистским.

У Соглашателей нет центра. Каждый желающий может объявить себя Соглашателем и продолжать Великое Дело Согласия.

У Соглашателей нет лица, так как их основное занятие — воровство и подмена личности.

Они подделываются под власть имущих. Каждый желающий может этим заняться. Чем больше, тем лучше.

Их сатирический стиль наследует классической традиции, идущей от Джонатана Свифта.

В 1729 Свифт написал сатирический манифест «Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества».

Анонимно изданный памфлет предлагал продавать детей ирландских бедняков для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества.

«Один очень образованный американец, с которым я познакомился в Лондоне, уверял меня, что маленький здоровый годовалый младенец, за которым был надлежащий уход, представляет собою в высшей степени восхитительное, питательное и полезное для здоровья кушанье, независимо от того, приготовлено оно в тушёном, жареном, печёном или варёном виде. Я не сомневаюсь, что он также превосходно подойдёт и для фрикасе или рагу» — писал Свифт.

Свифт же здесь, в свою очередь, продолжает латинскую сатирическую традицию reductio ad absurdum (доведения до абсурда).

Хотя два главных Соглашателя — Энди Бихльбаум и Майк Бонанно — хорошо известны, ни о какой персонализации или авторском праве речь не идет. Я несколько раз общалась с Майком и Энди и могу засвидетельствовать, что, в отличие от подавляющего большинства современных художников, они не пытаются описать свою ценность в рамках художественного сообщества или вклад в историю литературы, речь всегда идет о конкретных проектах, направленных на изменение ситуации здесь и сейчас.

Ника Дубровская