Все женщины – богини?

Кундалини-йога – разновидность йоги, в основе которой лежит осознание женщиной собственной ценности в мире. Это практика, позволяющая по-новому взглянуть на свою жизнь, взаимоотношения с окружающими людьми и с самим собой. Ника Дубровская обсудила с преподавателями кундалини йоги Татьяной Волковой и Анастасией Наумовой особенности нового направления и результаты практики.

Татьяна Волкова (Москва) – искусствовед, куратор, фем-активистка, недавно поступила на второе высшее образование по программе преподавателей йоги «Кундалини-йога как метод интегративной телесно-ориентированной психологии и психокоррекции».

Анастасия Наумова (Москва – Феодосия) – сертифицированный преподаватель кундалини-йоги с пятнадцатилетним стажем, автор программы женской и семейной йоги, ведущая йога-семинаров и лагерей, дизайнер одежды Yo-Yog, организатор Фестиваля Объединенных практик СурьяФест, мама 7-х детей.

Ника:

Таня, мы с тобой познакомились на МедиаУдаре во время выставки «Феминистский карандаш», которую ты предложила мне провести в рамках фестиваля. Многие из нас оказались в этом пространстве из-за личного кризиса. Теперь ты планируешь проекты, связанные с кундалини-йогой. Расскажи, как родилась идея взаимодействия этих двух, казалось бы, противоположных сфер – кудалини йоги и феминизма?

Таня:

Понимание, что у феминизма и кундалини-йоги много общего, у меня созрело довольно давно. Ощущение подтвердила этой зимой Гурмукх Каур, известная йога-тичер, ученица Мастера кундалини-йоги Йоги Баджана, в интервью, которое я взяла у нее в Ришикеше. Она сказала, что кундалини-йога дает женщине эмпауэрмент, необходимый для того, чтобы выжить в современном обществе, исторически построенном на насилии и угнетении.

Мне всегда было интересно работать на границах различных сфер, организуя их взаимодействие. Получается, что я занимаюсь изучением разных «языков», чтобы служить переводчиком, медиатором для разных сообществ. Сначала это был язык институционального современного искусства и язык активизма, с которых я начала почти десять лет назад. В результате этого родился фестиваль активистского искусства МедиаУдар и другие проекты как на территории активизма, так и на территории арт-институций. Естественно, в активизме громко звучит феминистский язык, который был не сразу понятен мне, так же, как и многим моим коллегам из художественной среды, и мне пришлось освоить его азы, что оказалось очень интересным. Так, два с половиной года назад появился Фем-клуб. Я узнала много нового, в частности, о себе, например, что я давно мыслю феминистскими категориями, просто, как многие женщины, не знала об этом, зато имела массу предубеждений против феминизма. Потом, как средства выхода из личного кризиса, в моей жизни появилась психология кундалини-йоги. Она оказалась для меня эффективной,и увлекательной, так что ее изучение стало большой частью моей жизни. В результате я недавно поступила на тичерс-курс интегративной кундалини-йоги как телесно-ориентированной психологии, чтобы профессионально овладеть этими языками.

Мне интересно попробовать разработать свою методику внутри традиции кундалини-йоги, которая бы говорила на некоем более универсальном, понятном представителям различным сфер языке. Я вижу большой запрос на это вокруг себя как в арт-тусовке, так и в сфере активизма и феминизма – запрос на практики самобалансировки и саморегуляции, техники стресс-менеджмента и профилактики эмоционального выгорания и прочие, но язык, на котором говорит кундалини-йога, довольно специфический, в этих сферах он не читается, нужна «перекодировка». Так же, как женщинам, которым интересны ведические теории и йогические практики, нужна «перекодировка» феминистской лексики на язык, понятный им из их опыта. Феминистская повестка актуальна для каждой женщины, только не все умеют применить фем-анализ чтобы понять: борьба за уважение к женщине – это и есть феминизм.

При этом нет никакого единого феминизма, существует множество направлений и видов, часто противоречащих друг другу, так же, как и направления йоги. Например, есть движение экофеминизм, которое соединяет цели феминизма и экологии и проводит параллель между доминированием над женщинами и доминированием над природой, между женщиной и природой как концептуально, так и культурно-символически, и которое стремится привести мир к первоначальной гармонии. Это очень близко к тому, чем занимается кундалини-йога.

Именно этой «перекодировкой» мы и собираемся заняться с Настей на совместных йога-семинарах, которые одновременно будут являться йога-экспериментами и культурологическими исследованиями. Они задуманы как «диалог двух культур», условно обозначаемых как «ведическая» и «феминистская», на которых теории и практики йоги, тантры, ведической астрологии, психологии, феминизма и активистского искусства будут вступать в полемику и дополнять друг друга. На наш взгляд, главное, что объединяет эти сферы – стремление к построению системы ненасильственных отношений, как вовне, так и по отношению к самой себе.

Настя:

Мысль соединить две культуры родилась из общего поля идей, которые витают вокруг. На все я говорю «да». Особенно на проекты, которые касаются воссоединения. Потому что йога – это и есть общая идея соединения любого объекта с любым субъектом. Например, мне очень близка идея соединения человеческого ума, человеческого тела с общим, назовем его божественным, духом или общим духом вселенной, или общим женским духом. Когда-то давно, когда я только начинала заниматься йогой, одна уважаемая женщина, Харихар Каур, сказала, что есть такой общий женский дух, который охватывает вселенную, как в фильме «Аватар», когда у земли и неба было свое сознание, куда через корни и через волосы все могли подключиться. Такое же видение было у меня, и я почувствовала физическое соединение этого общего женского духа с каждой из нас. И я поняла, что моя жизнь будет связана с каждой из окружающих меня женщин, что я должна передать всем им это послание. Его смысл в том, что мы можем получить поддержку в любой момент времени. Поддержку от общего пространства и от каждой из нас в частности. И точно так же передать эту поддержку. Потому что женщина – это дающее существо, и ей важно не только получить, но и отдать что-то. Через это поле и пространство мы можем отдавать свою поддержку любой другой из нас, которая в этом нуждается. Мне кажется, что это и есть одна общая идея, одна женская мощная мысль, которая соединяет любые языки: язык искусства, язык феминизма и любой другой язык.

Прекрасно, что в кундалини-йоге есть конкретные техники, которые могут стать методологией для достижения определенных целей, которые обозначаются в феминистской истории, про которые кричат женщины современности, и про которые раньше молчали. Теперь этот голос вырывается наружу, в социальные сети, в искусство, в медиа.

У кундалини-йоги есть конкретное предложение о том, что каждая из нас может сделать для себя самой, как она может помочь сестре, и как мы вместе можем сделать что-то большое. Мы вместе можем сделать нечто глобальное для всего женского сообщества и всей планеты в целом, потому что земля поддерживается женской энергией. Мы все здесь хозяйки и царицы. Царицы Майи. Без нашего благословения, без нашего физического, конкретного участия, к сожалению, человечество исчезнет, как и сама планета. Поэтому наша задача – выправить не отдельные личные сюжеты, а весь ход планетарной истории.

Если каждая поймет свою ответственность в этой истории, то вместе мы сможем сделать планету процветающей, гармоничной. Мы сможем обрисовать контуры человеческого счастья, на которое мы все имеем право с рождения.

Ника:

Какие проблемы встречаются во время так называемого «перекодирования»?

Таня:

Проблемы непонимания и неприятия чужого языка. Но для меня это не новая проблема. Как только ты пересекаешь некие общепринятые границы, ты попадаешь в поле критики. Так было и с активистским искусством, которое многие эксперты в области институционального искусства считают маргинальным или не искусством вообще, так и со стороны активизма, ярые приверженцы которого выступают против его институционализации, показа в музеях. Тем не менее, эти процессы происходят естественным образом, активистское искусство попадает в музеи, хотим мы того или нет, и, мне кажется, нужно не противодействовать неизбежному естественному процессу, а использовать эти ресурсы для развития. Например, на Триеннале Гаража, где мы показывали феминистские работы, проектом Урбанфеминизм было собрано около 150 тысяч рублей для центра помощи пережившим насилие. Мы бы никогда не собрали такую сумму на своих фем-фестивалях. Это не значит, что не надо проводить внутренние события, но выходить со своей повесткой на широкую аудиторию тоже важно. Помимо сбора денег была проделана колоссальная просветительская работа среди людей, которые не попали бы на специализированные мероприятия. На этой же идее построен наш новый проект «Панк Рок Феминизм», в котором мы взаимодействуем с панк-группой Наив и занимаемся распространением феминистской литературы на их концертах.

Для многих феминисток учение о «ведической женственности» – это средоточие патриархатности и угнетения. И это действительно можно прочитать так, а можно иначе. Недавно в Казани у нас получилась очень интересная дискуссия про деколониальный, в частности, исламский феминизм. Специалисты по нему утверждают, что тот формат, который принято считать традиционным исламом, – это, так скажем, мужской взгляд на вещи, тогда как положения Корана о месте женщины в обществе могут быть истолкованы иначе, и есть переиздания Корана через феминистскую призму, но, конечно же, на Западе, ведь в традиционном исламе женщина не может быть проповедником. Это все исторически сложившиеся интерпретации древних традиций мужчинами, которые не хотят терять свои привилегии и не отдадут их без борьбы.

Однако среди женщин тоже исторически, архетипически очень распространена так называемая внутренняя мизогиния, то есть неприятие женщины женщиной. Когда говорят: «Женщине по ее природе не нужна социализация, ее самореализация – это служить мужу и детям. Если женщина делает что-то другое, она ненормальная, сумасшедшая феминистка».

Кстати, в йогической традиции воспитания детей считается, что мать должна быть с ребенком безотрывно до 3-х лет. Это необходимо для того, чтобы дать ему чувство безусловной любви и принятия. Потом она отправляется по своим делам, и ребенком занимается отец, который дает ему навыки структуры и дисциплины, и так до 7 лет. Только потом ребёнка со всем этим багажом можно выпускать в социум. Об этом рассказывает Настя на своих семинарах по йоге как образу жизни, сама она мать 7-х детей. Кстати, у нее совсем не «патриархальная» семья, на мой взгляд, социальным интерфейсом в ней является Настя, она ведет семинары, выпускает дизайнерскую одежду, организует фестивали, а муж Игорь обеспечивает техническую поддержку всех проектов, не имея при этом никакой социальной репрезентации, его даже в соцсетях нет. Но при этом все решения принимаются совместно, насколько я могу судить. Настя, я правильно понимаю?

Настя:

Да, в нашей семье все обстоит именно так. Снаружи, на поверхности, как поплавок, появляется моя голова или, как сказала Таня, «интерфейс» с моим изображением. На самом деле, мой муж – это человек, с которым я связала свою жизнь, теперь я уже могу сказать, что навсегда. До этого у меня было три опыта, три брака, от которых родились первые три сына. И теперь я понимаю, что это заключительный брак. Этому человеку я доверяю даже больше, чем себе. Именно потому что он своей мудростью и мягкостью позволил мне естественно доминировать хотя бы в социальной сфере. Его мудрость, прозорливость и уважение ко мне сделали мою фигуру действительно значимой и нашу семью непобедимой, и без предубеждений патриархального общества мы заняли эти позиции по обоюдному согласию и любви. Если бы мы начали бороться друг с другом, доказывая свое первенство или требуя невозможного, например, доминирования мужчины в финансовом аспекте, мы были бы обречены на провал. Но методы йоги развили в нас терпимость, интуицию и глубокое взаимоуважение. Мы поняли, приняли то, что нам положено по нашему Дао.

Проблемы перекодирования – это проблемы языка. Когда мы увлекаемся одной из идей, когда она нам помогает, мы начинаем считать ее панацеей, и, обиженные жизнью, обиженные обществом, начинаем бороться просто из-за существования этой разницы. Поэтому очень важно женщинам рассказывать о других языках. Рассказывать и переводить на их язык то, что существует во многих традициях современности и древности. И тогда вместо борьбы мы видим, что на другом языке говорят с той же любовью. Тогда приходит общее смещение и понимание, что все пропитано истиной. А это уже выход за рамки привычного, трансцендентность, йога. Это понимание любви в целом.

Природа женщины – это мягкость, ее свойство скруглять углы и наводить полутона. Мужчина резкий, мужчина очень контрастный, у мужчины есть «да» и «нет». У женщины есть множество оттенков настроений, циклов, возможностей, они намного шире, чем его. Но, обиженные ситуацией, которая затянулась на пять тысяч лет в Эпоху Рыб, в эпоху сексуального насилия и спекуляций на женской энергии, женщина обрела те же контрастные черты, которые выразились в современном феминизме. И это очень отвечает современной эпохе, которая говорит об абсолютном равенстве полов. Это та самая точка на поле инь другого цвета и та самая точка на поле янь, которая имеет право быть. И между общим полем и этой точкой обязательно должен состояться диалог, чтобы возникло понимание и определенный консенсус, тогда все это вместе, как магическая мандала, заработает в нашу современную Эпоху Водолея, в эпоху энергии и информации. В эпоху, когда должны будут кончиться войны и будет тотальное взаимопонимание и взаимоуважение. Это то, за что борются феминистки, и то, что нам принадлежит по праву рождения.

Ника:

Расскажите подробнее о том, что такое телесно-ориентированная терапия.

Таня:

Вот как раз это я и буду изучать грядущие полтора года на программе по интегративной кундалини-йоге! Смысл этой программы – «демистификация» кундалини-йоги, то есть современное научное обоснование работы древнего, некогда закрытого учения.

Идея в том, что мы все живём в теле, все наши переживания и состояния локализованы в нем. Мы все знаем, что, например, когда у нас сильный стресс, мы начинаем отрывисто дышать, у нас кружится голова, возникает слабость, могут трястись руки, прерывается голос, нам становится сложно решать элементарные задачи. Из-за стресса перекрывается доступ кислорода в мозг. Соответственно, антистресс медитации направлен на балансировку дыхания и нормализацию работы мозга, на снятие мышечного и вслед за ним психического напряжения. Если вы пережили сильный стресс, травму, или если живете в хроническом стрессе, напряжение накапливается в теле, развивается депрессия – это нормальная реакция организма на перенапряжение, как простуда на переохлаждение. Но если ваш организм «закаленный», то есть вы постоянно готовите его к разного рода перепадам и знаете, как помочь ему быстро «переболеть», активировать внутренние ресурсы и восстановиться, в большинстве случаев вы быстро поправитесь. А если организм ослаблен, или стресс очень сильный, то, пуская все на самотек, усугубляя ситуацию деструктивными способами снятия стресса типа алкоголя и наркотиков, кофе и других стимуляторов, истощающих нервную систему, то хроники не избежать. Многие из нас живут в такой фоновой депрессии, потому что не верят, что может быть по-другому. Самый эффективный способ на это воздействовать – не только через сознание, но и через тело. Это намного быстрее, чем, например, походы к психологам.

Кстати, многие открытые для экспериментов психологи применяют в своих сеансах разные виды упражнений, которые по сути очень близки к медитациям. Однажды мой психолог послала нас, некоторых своих клиенток, на семинар по женским даосским энергетическим практикам, которыми она занимается, и это оказалось очень полезным! Ведущая цигун-семинара – психоаналитик – рассказывала, что часто использует эти практики для своих клиентов, которые осознают, что хотят изменить в своей жизни, но не могут реализоваться из-за низкого уровня энергии, им просто не хватает сил вести себя по-другому, не так, как они привыкли. Речь идет об образовании новых моделей поведения, то есть новых нейронных связей вместо старой «наезженной колеи». Это требует довольно больших усилий, и энергетические практики здесь очень кстати.

Иногда Настя на своих семинарах дает какую-нибудь супер-крийю, а потом говорит: «Сейчас вы сэкономили на годовом курсе у психолога!». И это совсем не шутка. Я по себе знаю, насколько мощно медитации могут влиять на биохимические процессы мозга через воздействие на работу желез, на выработку гормонов, после класса выходишь в прямом смысле другим человеком, с другим ощущением себя и всего вокруг. У меня было несколько настоящих инсайтов, особенно в начале моей практики, когда я приходила на занятие буквально в истерическом состоянии, и внезапно в процессе с меня как пелена какая-то спадала, становилось так спокойно, устойчиво, благостно.Но это ощущение довольно быстро проходит, особенно если вокруг сплошная турбулентность, его надо поддерживать регулярной практикой, постоянной «работой над собой».

Настя:

Телесно-ориентированная терапия – это такой современный, понятный, научный термин, который обозначает йогу. То есть соединение. Само понимание телесности – это внимание, обращенное в тело. И методология, которая использует телесные методы, т. е. просто движение тела. А само понятие терапии содержит в себе исцеление, исцеление через телесные движения, и это очень мощный инструмент, который как работал в древности, так и работает в современном мире.

Светлые умы современности занимаются именно этими вопросами: как соединить мистику и трансцендентность с простым, физическим, понятным. Потому что нам уже давно стало тесно и плоско в трехмерном мире, и мы начали догадываться, что это не все. Не все, что мы видим глазом, является нашей физической реальностью. За этим шестым чувством есть еще много других, которые нам нужно объединить в общую картину реальности.

Женщина – действительно царица Майя, хозяйка проявленной Вселенной. Об этом говорит йога, об этом говорят писания, об этом говорят веды и пураны. Мы являемся властительницами материального мира, погружаемся и вытаскиваем оттуда души на поверхность проявленного мира, среди наших детей, среди наших учеников. И мы способны заботиться о них, пока индивидуум не станет самостоятельным и мы не отпустим его в свободноеплавание.

Так вот, йога как телесно-ориентированная терапия является в своем роде уникальным, и, с другой стороны, обыкновенным методом подтягивания физического, психического и эмоционального планов. Вы двигаете руками, а в голове перепрошиваются программы. Йога – тот метод, который подскажет, сколько нужно двигаться, пока не активируется эта самая «перепрошивка» в мозгу. В этом заключается ценность и великое наследие тех людей, которые на собственном опыте пережили это, запомнили, узнали и записали, чтобы передать нам.

Ника:

Почему вы выбрали именно кундалини-йогу, ведь существует много похожих практик? Как вы выбирали своих учителей? Насколько важно в практике кундалини-йоги иметь учителя? Может быть, достаточно смотреть видео, читать книжки, ходить на какие-нибудь занятия раз в месяц. Например, я была на одном занятии кундалини-йоги в своем спортивном зале в Берлине. Мне показалось, что это немного похоже на физкультуру.

Таня:

Ну вот в том-то и дело, что другие виды йоги тоже были для меня похожи на физкультуру, и сколько бы я не читала про их полезность, мне не хватало мотивации ими заниматься, особенно на фоне довольно «богемного» образа жизни, который я вела, то есть регулярные поздние тусовки, алкоголь, при этом много стресса на работе и дома. И когда вопрос о моей психической стабильности встал ребром, я начала искать практику, которая балансировала бы и стабилизировала меня. Тогда я встретила Настю. Это было почти пять лет назад, зимой, в Индии. Настя дала мне индивидуальную крийю – комплекс йога-упражнений, пранаяму – дыхательную медитацию, и сказала делать их 40 дней. В кундалини-йоге применяется эта техника регулярного повторения в течение определённого времени, от 40 до 120, максимум 1000 дней. Считается, что за это время можно изменить старые привычки и создать новые, так работает система образования нейронных связей. И это очень дисциплинирующая техника, потому что ты должен каждый день в любых обстоятельствах находить время на себя, никакие исключения не делаются, пропустила – начинай все сначала.

Я стала заниматься этим и постепенно чувствовала изменения. Параллельно я пробовала и другие энергетические практики: цигун, тай чи, но самой работающей оказалась для меня именно кундалини-йога. Мне кажется, так случилось потому, что она даетпонимание того, как работает твоё тело и твой ум. Семинар кундалини-йоги – это всегда вводная лекция, в которой излагаются основные постулаты по выбранной теме из источников типа учения Йоги Баджана, главного Мастера кундалини йоги, плюс ведущий часто приводит свою интерпретацию, иллюстрации из своей практики. И когда то, что ты слышишь, накладывается на твой личный опыт, происходит вот это узнавание. Ты думаешь: «Точно, я как раз это чувствовала, но теперь я знаю, почему это так!». Это очень круто. Я часто прихожу на семинар с какой-то проблемой, а ухожу с её решением. Этому есть научное объяснение: когда мы медитируем, наш ум перестаёт действовать по привычным ему программам, моделям мышления и появляется пространство для возникновения новых ходов.

После этой небольшой лекции происходит «проработка» темы на уровне тела, через специальные крийи и медитации, которые ты можешь продолжать делать дома. Сейчас много разных онлайн-курсов, и Настя проводит разные тематические циклы, очень удобно, что не надо никуда ездить, но для меня они работают только в сочетании с периодическими оффлайн-классами.

Это не значит, что у меня не было откатов назад и периодов, когда я все забрасывала, но потом я возвращалась с пониманием, что эти практики действительно дают мне силы.

Считается, что в кундалини-йоге учение передается от Учителя к ученикам, никакие самоучители этого не заменят, они могут играть вспомогательную роль, но регулярные групповые классы с Учителем, пусть даже по интернету, необходимы для вдохновения, мотивации.

Настя:

Расскажу про кундалини-йогу: чем она отличается от других практик и почему мы выбираем именно это. А почему мы вообще выбираем что-то одно в своей жизни? Почему мы начинаем следовать одному течению или одной идее? Я думаю, это имеет корни глубже, чем эта жизнь. Обязательно должны быть какие-то предпосылки.

Я ничего не выбирала, никакую другую йогу, у меня не стояло выбора перед тем или иным учителем. Когда в моей жизни случился кризис, причем телесный, я полностью потеряла двигательную активность и возможность ходить даже на коленках, в моей жизни появилась кундалини-йога. Идея сама выбирает человека, который хочет что-то изменить. Создается много предпосылок, которые складываются в луч с определенными качествами. Поэтому кундалини-йога – очень мощное учение, раджа-йога, т.е. царственная йога. Очень долго она хранилась в секрете, потому что человечество не было готово к такой бешеной эффективности. Оно могло бы применить эти сильные методы в корыстных целях.

Кундалини-йога воздействует на эндокринную систему, а это как внутривенный впрыск – воздействие моментальное. Да, она иногда похожа на физкультуру. Например, если задача занятия состоит в том, чтобыподтянуть здоровье, то на занятии будет много физических упражнений. Есть и эмоциональные, «переживательные» классы, кода мы можем обогатить именно эмоциональную жизнь. Таким образом вылечивает наркозависимых Яков Маршак, врач-биохимик, через которого кундалини-йога пришла в Россию. Он эмоциональным фоном, на уровне гормонов и эндорфинов, перекрывает ощущения от наркотиков. Подсознание запоминает, что есть нечто более яркое, чем наркотики, способное разнообразить бытовую жизнь.

Да, в кундалини-йоге нужна стойкость. Потому что стойкость – это именно то качество, которое отличает нас от приматов. Она дает нам человечность, потому что из стойкости рождается возможность достигать. А из возможности достигать рождается сострадание, что и является основой человечности. Как никому другому это присуще именно женщине, и кундалини-йога обосновывает человечность с точки зрения йогической физиологии. У женщин есть дополнительный нимб, которого нет у мужчин, он позволяет ей быть заботливой и забывать о собственном эге, чтобы вырастить другого, самостоятельного человека.

Зачастую именно эта способность принятия и самопожертвования играет с нами злую шутку, о которой я говорю практически на каждом семинаре. Из-за этой способности мы иногда позволяем задвигать себя и делаем это сами: убираем тот самый источник питания. Забывая о самоуважении, стирая границу между внутренним и окружающим миром, позволяя делать с собой неприемлемые вещи. Когдамы теряем себя, некому больше заботиться, некому больше выращивать, и некому больше воспитывать этот самостоятельный индивидуум. Душа вопит и просит женщину вернуться, что в форме обычной человеческой жизни очень часто выходит в агрессию и подавление. Потому что у землян к душе доступа нет, мы отделены от души. Ее глас мы можем воспринимать очень странным образом. Мужчина будет мучить женщину, унижать ее, вытирать об нее ноги до тех пор, пока она внутри себя не скажет: «Хватит, я принадлежу себе, я божественна, я божья благодать». И не начнет свой красивый грациозный путь восстановления.

Присутствие учителя в практике – это как присутствие души и духа в жизни. Но кундалини-йога говорит, что никто не может инициировать человека кроме него самого, и поэтому кундалини-йога – это тот инструмент, который предполагает открыть учителя внутри себя, который позволяет возникнуть внутреннему руководству, выстроиться той потерянной нейронной связи, которая воскрешает учителя внутри нас. А этот учитель, этот гуру может отражаться в окружающих нас людях, в величественных прекрасных женщинах, в детях. Мы можем видеть собственное отражение, собственного гуру.

Если такое пробуждение случилось, пусть в эгрегоре кундалини-йоги, пусть в любом другом эгрегоре — это является одним из самых прекрасных событий в жизни человека. Ему стоит уделять отдельное почтение и отдельную благодарность для того, чтобы питать это явление. Если его не подпитывать, притяжение Земли сведет его на нет и мы снова будем заниматься своими привычными земными делами и забудем обо всех инсайтах, которые с нами произошли. Подпитывать, продолжая практиковать, медитировать рано утром, учить и почитать наших физических учителей, от которых произошла физическая передача этого тонкого знания, тонкого совершенства. Мы и в себе поддерживаем возможность передавать знание другим и стать отражением учителя. Стать зеркалом для другого человека, чтобы он увидел в наших глазах, в наших жизнях то совершенство, на которое способен он, и ту большую любовь.