В качестве положенной порции «культурной пищи» выбрала посещение выставки в Нью Йоркской публичной библиотеке, посвященной первым английским феминисткам.
Если кто находится в НЙ и может на нее сходить, то очень советую. Мне особенно повезло, я попала на экскурсию, проводимую сотрудницей библиотеки, седовласой горбатой старушкой с хорошо поставленным голосом и напаженными губами.
Бабушка бегала от стенда к стенду прищуривала глаз, поднимала палец и сообщала очередную шокирующую подробность про внебрачного ребенка лорда Байрона, повадки жителей английской столицы 18 века или развод наследного английского принца.
Я ощутила себе участницей интенсивной сплетни с предъявлением вещественных доказательств, подлинных писем и других улик.
Кроме того, мое полное невежество в истории оставляет бесконечный простор для удивлений и восторгов. Например, я все еще не могу поверить, что во времена Байрона у женщин не было никаких прав и они фактически существовали на правах домашней утвари и родильной машины.
На выставке было представлено множество книг, посвященных важности кормления грудью в частности и радостях материнства вообще. Руссо, Байрон, Мария Волстонекрафт (Mary Wollstonecraft) изо всех сил пытались убедить женщин, что их связь с детьми — это не биологическая судьба, а высокое призвание.
Тогда же происходит расширение круга обязанностей материнства, в них входит домашнее образование, в частности обучение детей чтению. Появляются первые грамотные дети и, соответственно, первые детские книги. Экземпляры детских книг, выставленные в библиотеке, вызвали у меня острый припадок жадности и желания обладать чужой собственностью. Небольшие, с раскрашенными вручную картинками, в них сочеталась поразительная наивность с ядовитой язвительностью.
Поскольку женщины работать не могли, то единственное доступное профессиональное поприще было разновидность проституции. Богатые дамы, имеется ввиду жены богатых граждан (женщины не наследовали), расплачивались собой за карточные долги — это было «дело чести». Актрисы принципиально считались гламурными проститутками, а образование женщинам и вовсе не давали.
Первой женщиной, сумевшей стать women professional стала Мария Волстонекрафт .
Она написала книжку-манифест о правах женщин, которую немедленно перевели на несколько европейских языков и начали переиздавать. Ее дочь Шелли (Shelley) тоже стала писательницей, автором всем известного «Франкенштейна».
На выставке есть небольшая, добротно изданная книжица — справочник домашних проституток. Множество «нормальных», обычных женщин работали проститутками part time и платили небольшие деньги за публикацию своего адреса, стоимости часа утех и описания: что и как они согласны делать.
Книжица выглядит аккуратно и суховато, ничем не напоминая своих наследниц в красочных обложках.
Одновременно, общественные нравы были наистрожайшие: добрачная девственность считалась главным достоянием женщины и даже легкие подозрения могли разрушить самую успешную и счастливую судьбу. Репутация Мария Волстонекрафт была посмертно разрушена, благодаря мемуарам, опубликованным ее мужем, философом Гудвилом. Как только стало известно о существовании внебрачного ребенка и связей «до замужества», ее общественное влияние и популярность ее книг мгновенно испарились.
Множество книжек, созданных писателями-женщинами, писались по нужде. Экскурсовод повторяла про каждую из них одну и туже заунывную историю: вышла замуж, родила 10 детей (5 или 12 ), была оставлена мужем без финансовой поддержки, чтобы прокормить себя и детей взялась за написание романов (поэм).
Такое ощущение, что большинство безработных многодетных матерей одиночек в Лондоне 18 века именно так и добывали себе пропитание.
Остальные работали парт тайм проститутками.
Все таки Просвещение большое дело, нужно всяческие бороться за его продолжения, а то странные и незнакомые порядки легко приживутся и в наше время. Кто знает?