Опять про фашизм.

Интервью Олега Киреева с историком Герхард Вольф, который пишет диссертацию по оккупационной политике Германии во время Второй мировой войны.

«

О.К.: — Мы говорили о фашизме с одним моим знакомым философом, и он дал

фашизму такое определение: это свойство собак, у которых агрессивность

превосходит чувство самосохранения.»

«

О.К.: — Как же, было столько разговоров об «ослеплении» немецкой нации в годы фашизма! Вильгельм Райх писал о фашизме как о результате неправильного сексуального воспитания, есть также замечательная книге Клауса Тевелайта, представляющая фашизм в психоаналитической перспективе, и множество других точек зрения, показывающих, что немцы были ослеплены и одержимы нацизмом…

Г.: — Конечно, одержимы! Он им очень нравился! Я потому отвергаю все разговоры о «умопомрачении» во времена фашизма, что по ним получается, что немцы не несут ответственности за эти времена. Фашизм был рациональным выбором! Очень просто говорить, как многие: «Да, мы были больны, Гитлер заразил нас своим безумием, но, к счастью, союзники нас вылечили, и вот мы обратно нормальные, добропорядочные члены Европейского Союза». Но в том-то и дело, что немцы хотели жить так, как им предлагал Гитлер — в расовой, сегрегированной Европе, где они были бы хозяевами, а все остальные — рабами. Здесь нет никакой иррациональности, никакой психологии, это история, которую следует анализировать как политический выбор.

Это и есть то, что я нахожу самым интересным в своих исследованиях. Ключевым тезисом моей работы является то, что оккупационная политика Германии в Польше и на других территориях была, в большей или меньшей степени, результатом рационально выбранной стратегии. Многие себе представляют это в качестве «глупого» или «безумного» расизма: «Мы выше всех, все остальные — это недочеловеки, мы их истребим или депортируем». Да, так они и думали, но скоро стало ясно, что в любом случае не получится уничтожить или выслать всех поляков. Во-первых, для такой работы у них не было необходимых ресурсов, во-вторых, им самим была нужна рабочая сила. Собственно, по ходу оккупации им пришлось поменять свою политику, потому что прежняя была слишком, как бы сказать, фантастичной.»

К возникшему как то разговору о сути фашизма в жж у юзера . Все таки фашизм — это явная реакция по отношению к проекту Просвещения, не сравнимая с СССР. Сталинские лагеря, пытки и ужасы никогда не были «рациональным выбором советского народа». В этом радикальная разница между двумя режимами.

в рассылке маилгетто