Прекрасное кино про Багдадского вора, просмотр которого совпал с посещением выставки Pixar, в рамках этого проекта и показывали кино. Видимо, «конец прекрасной эпохи, начало нового мира».
Выставка ужасна по нескольким причинам. Во-первых, получая деньги от государства, многочисленных спонсоров и от продажи недешевых билетов, один из крупнейших музеев современного искусства активно учавствует в самой жалкой вариации на тему «торговцы в храме»: устраивает выставки майнстримовым коммерсантам. Зачем это нужно? Собирают дотации на организацию некоммерческой выставки австралийских аборигенов или рисунков слепых детишек? Просто и без затей: выполняют работу, отведенную любому современному музею: выдают бирку о бессмертии, бесценности жизни и творчества, абсолютной победе и вечном блаженстве.
Разница между русским музеем, который в начале смутных 90-тых устраивал выставки за денежку бывшим соотечественникам (недорого и почетно) и Момой в том, что Нью Йоркский Храм имеет дело с настоящими богачами. Эти, скорее всего, вообще ничего не платят за участие. Зато бирки, выданные Момой, абсолютно ликвидны и могут быть мгновенно ковертированы в твердую валюту.
Выставка Pixar: 20 Years of Animation наполнена серыми пластиковыми моделями злобных рыбок из коммерческой анимации, типа A Bug’s Life, Toy Story 2, Monsters Inc., Finding Nemo, The Incredibles, Cars.
По стенам гордо развешаны многократно растиражированные рисуночки наемных художников: анонимные, профессиональные и бессмысленные.
Зритель может познакомиться с чудесами цифровой анимации, узнать как отцифрововаются расчерченные на квадратики модели голов персонажей, как заливаются в компьютер, как они «оживают» в цифровой реальности.
В фильме «Багдадский вор», один из персонажей — пресмешной толстяк папа Прекрасной Принцесы, за которой охотиться черный визирь — злой волшебник. Папа был увлеченным коллекционером механических игрушек. Именно эта страсть и погубила его. Сначала он выменял у злобного визиря механическую лошадь на собственную красавицу дочь, а затем был убит механической куклой, с которой попытался войти в близкие отношения.
Выставка Pixar напоминает зомбированного папашу, ожившего после неудачного соития с механической подружкой. Его страсть к заводным игрушкам, после собственной смерти расцвела пуще прежнего, но лишилась добродушного оттенка детской игры и тайны.
Вместо магии — профессиональный метод.
Вместо искусства — успех.
Вместо сказки — большой кассовый сбор.
Вместо тайны — вереница торговых марок.
В заключении, еще одна цитата из Евреинова:
«ТОска машины, отливающей сальные свечи, когда повсюду уже электричество, — машины, владелец которой умер, позабыв остановить завод, и машины, которая все работает и работает, заржавевшая, скрипучая, громадная, неуклюжая, решительно никому не нужная.»