Еще раз посмотрела The realm of the unreal. Во время повторного просмотра, стало очевидно, что Даргер был иконописцем. Он был крайне религиозен, все время, которое не работали и не рисовал, проводил в католической церкви.
Все персонажи его картин — это многократно перерисованные, раскрашенные, увеличенные-уменьшенные образы из трэш-культуры.
Он коллекционировал комиксы, рисунки девичьих голов с дешевых рекламок, газетные картинки с батальными сценами. Соседи описывали, что Даргер регулярно рылся в мусорных ящиках, выискивая старые газеты и журналы.
Сначала мне не пришло в голову, что Даргер, по сути, церковный художник, из за брутальности его изобразительного ряда: сцены садистских мучений сотен голых девочек или тридцать солдат душащих, закалывающих штыками, голых (да еще и пенисами) девочек, внутренности наружу и прочее.
Однако настоящая религиозная живопись, особенно католическая, мало похожа на сладкую картинку с конфетной обертки.
Даргер же взял именно конфетную обертку и перерисовал ее так, что дух захватывало. Именно из-за болезненной религиозности ему не требовалось никакого признания. Его 15 000 страничная поэма по сути, была личным делом между ним и б-гом.
Даргер — художник, сумевший перемолоть бессмысленное варево мусора, окружавшего его мира в острую, внятную и беспощадную реальность.
И никакой он не наивный художник. В нем как раз проявилась вся сладость и весь ужас западно-христианского индивидуализма.