«Manderlay» Ларса Фон Триера.
Старуха-Хозяйка защищает поместье от Грэйс.
Фильм Manderlay Ларса Фон Триера во всех отношениях поучителен.
Во-первых, это правильный и жесткий ответ на все политкорректные речи про черных-белых-униженных и оскорбленных, а также на горячие попытки юных марксистов спасти угнетенный рабочий класс.
Действие, как и в первом фильме трилогии «Догвилле«, происходит в условном пространстве, стилизованном одновременно и под театр, и под старинные гангстерские фильмы. Персонажи кажутся куклами, которых переставляет в условных декорациях Некто Самый Главный.
В неком заброшенном южном хлопковом поместье появляется главная героиня — дочь всевластного гангстера. По началу нам кажется, что именно Гангстер-отец и есть — Некто Самый Главный.
Проезжая мимо поместья, Грейс видит, как белые плантаторы бьют кнутом привязанного к решетке негра-раба, хотя официально рабство отменено 70 лет назад.
Девушка немедленно вступается за беднягу и берется во чтобы то ни стало восстановить справедливость.
Для этого она остается в поместье вместе с несколькими, выданными Папой-гангстером, хорошо вооруженными подручными.
На ее глазах умирает Хозяйка поместья. Грейс естественным образом занимает ее место в условном пространстве Мanderlay.
Эта вторая причина, по которой нужно неприменно смотреть Manderlay. Он выстроен безупречно. Я давно не видела такого совершенного произведения искусства. Все сюжетные линии подхватываются и развиваются, все неясности разрешаются, все недомолвки проясняются.
История Manderlay — это история наших общественных отношений, история борьбы за власть и справедливость. Справедливости как оказывается нет, потому что власть, принадлежит не угнетателям, а угнетенным.
Триер говорит о своем проекте так: «Я ожидаю, что мой фильм объединит ку-клукс-клан и цветных, потому что и те, и другие захотят после этого меня убить»
Умирая, Хозяйка передает Грэйс Книгу, умоляя ее сжечь. Это книга — библия Manderlay. Грейс ни на минуту не сомневалась, что она написана злобными хозяевами-эксплуататорами.
В тексте Книги, как в пьесе, были расписаны роли каждого раба. Согласно их ролям, им выдавалось то или иное пропитание, они делали ту или иную работу.
Вмешательство в этот отлаженный механизм Грэйс привело к смертям и ужасам.
Она, как и прошлом фильме трелогии «Догвиле», приходит в мир, чтобы спасти его и облегчить страдания людей, пусть и ценой собственных невзгод. Грейс приходится голодать, есть землю, тяжело работать, сносить грубое обращение и даже убивать.
Она верит в то, что освобожденные рабы смогут стать свободными. Проходя то, что называется «путь познания», она постепенно осознает, что не правильно прочитала Книгу. Она перепутала персонажей, она приняла Негра-усладителя, за Гордого-Негра (не потому ли, что для нее это и было усладой?). Однако главным ее открытием стало авторство Книги. Оказывается ее написали не белые Хозяива, а черные рабы.
Они объявили Грэйс, что их мир прекрасен и гармоничен, а за воротами поместья — беспорядок и раздор, а единственное, чего им не хватало — это Хозяйки.
Рабы твердо и мрачно объявили Грэйс, что не выпустят ее за пределы поместья. Таким образом, история вернулась к началу. Теперь Грэйс стала рабом.
Все повторилось: на правах раба они избивает того же самого негра, которого она собиралась спасать.
Ее отец-гангстер смотрит на нее понимающе посмеиваясь: «Гармония в мире восстановлена, теперь понятно, кто Хозяин». Глупец! Он не понимает, что его дочь в заключении.
Тут то и выясняется, что Некто Самый Главный, это не ее папа, не она сама, не старуха-хозяйка, и, конечно, не жалкие рабы, которые ищут себе Хозяина.
Некто Самый Главный — это Книга. Та самая Книга, которую умирая, умоляля сжечь старуха-Хозяйка.
Любящего Бога нет, потому что он не возможен. Потому что мир, который работает как хорошо отлаженные часы в нем не нуждается.
Рабы разрешили Грэйс победакурить целый год в поместье. Разрешили ей «освободить их» (кто она такая, чтобы «освобождать»?), разрешили ей допустить все те, ошибки, которые допускает не сведующий в сельском хозяйстве человек, и которые привели и бедам, голоду и смертям. Грэйс нарушила Закон Книги и приказала срубить Рощу Старой Дамы, защищавшую хлопковое поле от ветров.
Ветры практически полностью уничтожили урожай, маленькая девочка заболела от пыльной бури и умерла.
Старая тетка, воровавшая еду у маленькой девочки во время болезни, была приговорена «демократическим большинством» к смерти и Грэйс пришлось ее пристрелить.
Законы Книги были неумолимы, безжалостны и совершенны. Спаситель, который пришел в этот мир в очередной раз ничего, кроме горя и разрушения не принес.
Понимая, что она осталась на едине с Книгой, Грэйс в ужасе убегает.
Замечательные фотографии во время заключительных титров: Мартен Лютер Кинг, сцены линча, бедные «освобожденные» негры, спящие в картонных коробках.