Интервью Арсения Жиляева Алексею Цветкову для рабкора. Про Войну:
Я в целом положительно отношусь к их практике. Но всегда с оговорками и критикой.
Их критика слишком обща и абстрактна, она не предлагает конкретных сценариев развития, они зачастую не видят конкретных проблем и сосредоточены больше на собственном медийном эффекте как самоцели.
Притом, что за подобного рода обобщенностью не стоит артикулированной программы.
Для меня это попытка реапроприации ситуационистской тактики, которая довольно давно и довольно успешно служила целям, далеким от освободительных идеалов 60-х, на вооружении политтехнологов.
В некотором смысле такого рода группа могла бы быть эффективно использована в качестве необходимой властной изнанки, чрезвычайно очевидной, популяризированной приманки.
И гораздо более безопасной для власти, чем группы, в подобные координаты не укладывающиеся.
С точки зрения искусства, меня, наоборот, смущали попытки спекуляции. Попытки изо всех сил представить практику «Войны» как высокохудожественный продукт с референциями к истории перформанса, вплоть до московского концептуализма.
Это выдавало некоторую неестественнорожденность… На мой взгляд, это был момент слабости.
Выскажу, возможно, дикую мысль, но арест — это довольно логичный и относительно неплохой вариант развития событий.
Более того, он как бы изначально вписан в эту пьесу, что может даже настораживать. Звезда рок-н-ролла должна умереть, как и любой другой герой. Иначе он не герой. Это красивая точка, что положительно для искусства и собственной мифологии. В этом смысле Мавроматти, конечно, фейковый персонаж, или, так скажем, плохой драматург. «Война» открыто заявляла, что готовится к аресту, что это неизбежность, что она не пугает. Думаю, что линия защиты будет строиться с этими же акцентами. Только нападение. Отказ от защиты был бы идеален, как и ранее в их практике. С полицейским государством бесполезно говорить. Необходимо показать всю силу его репрессивного аппарата. Почти христианская жертвенность — важная часть образа.
Думаю, идеальным вариантом был бы либо эффектный побег с последующей конспиративной линией развития, возможно, уже нехудожественной, либо некая высшая ужасная точка наказания, после которой следует всенародный референдум — тут голосование в интернете действительно могло бы быть эффективным. «За» или «против» «Войны», с полным одобрением народа и освобождением.
А вот занятное описание участника аукциона по продаже принтов Бэнкси (в пользу группы Война). Очень советую прочитать полностью.
Мое мнение, что юзер moscowlondon пережил Стокгольмский синдром.