Урок рисования

 

Как я уже писала, веду боевые действия против учительницы рисования в Бениной школе. Встретиться и обсудить наши пожелания, учительница никак не могла собраться, а потом заболела. Я, воспользовавшись ее отсутствием, предложила провести урок рисования. 

Выбрала тему "портрет". Принесла детям много листочков цветной бумаги и одноразовые тарелки для рамочек. Предложила рисовать "портрет чего и кого угодно, чтобы познакомиться". 

О! Как все это печально! Прекрасные дети в бенином классе НАПУГАНЫ. Они требовали точнейших инструкций, уверяли меня, что они не умеют рисовать вообще и портреты в частности, "вот только если там бабочку или машинку"… 

Чтобы разрядить обстановку, я начала сама рисовать на доске "портрет" и предложила всем желающим подходить по очереди и что-нибудь дорисовывать.

 

К доске немедленно выстроилась огромная очередь. Так что, нам даже пришлось занять вторую половину и рисовать параллельно, чтобы всем хватило места.

 

Сначала дети не верили, что это и есть "серьезные занятия" и ждали от меня приказа типа: "ну все, развлеклись и хватит. Теперь по-местам. Берем циркуль, начинаем чертить аккуратненько овал лица". 

Коллективное рисование — бесконечно полезное занятие. Хорошо видно, как образуются, а потом распространяются по классу визуальные мемы. Кто-то придумал нарисовать молнию и она тут же появилась у кого в пейзаже, в оформлении крыла бабочки, в орнаменте на часах. 

Кроме того, коллективное рисование — это возможность начать разговор, выстроить контекст. Это как жж: кто-то написал пост, можно что-то возразить и прокомментировать, потом еще кто-то подтянется, завяжется спор. 

Плохое обучение искусству тем и опасно, что оно выжигает контекст. Ребенок оказывается в ситуации, где у него нет никакой системы координат. Он должен что-то такое "хорошее" нарисовать, а что такое "хорошее"? Ну, это как у Ван Гога, наверное. А хрен знает, как так нарисовать и, главное, зачем так рисовать?

Ошибка всех плохих учителей в том, что они хотят чему-то научить. Мне кажется, что это в основном берется от того, что они сами-то рисовать не умеют (или считают, что не умеют) и поэтому они мучительно стараются "образовывать детей". Хотя, хорошо известно, что детские рисунки — гениальны и главная задача, не разрушить то, что дети и так уже умеют.

Первый рисунок этого мальчика — был, как он мне сам сказал, "русский милиционер". 

Сначала лысый, но с орденами.

А потом в фуражке. Мальчик довольно часто подходил к моему столу и выспрашивал: "а что можно рисовать монстра то потом? а бабочку? а ничего не рисовать тоже можно? " И все не верил. 

Даниэль Пенак замечательно написал в своей книжке о "праве детей НЕ читать, как одном из важнейших условий для начала чтения".

 

Почему мне так важно, чтобы у Бени в классе прекратилось это изнасилование изобразительных искусств? Потому что я хорошо понимаю, что дети, как и большинство взрослых, довольно беззащитны. Сегодня, главным достоинством хорошего рисовальщика в их классе считается умение срисовывать или "рисовать как взрослые". 

Я рисовала в классе вместе с детьми и мое "умение рисовать" очень ценилось. Но именно потому, что я могла продемонстрировать навыки взрослого рисования. 

И Беня теперь, приходит из школы и садиться срисовывать картинки из комиксных книжек. Тоже, конечно, ничего себе занятие, может куда-нибудь неожиданно вывести… 

Но, если общественное давление не изменится, то, я думаю, Беня скоро потеряет интерес к изобразительным искусствам. Даже одного урока в неделю достаточно, чтобы отвадить детей и от чтения, и от математики, и от рисования.