Наконец-то закончила свой текст о Гегелевской конференции в Берлине и лекции
Славой Жижека.
Кто не читал, советую текст Вари Гуровой.
Это такой очень вольный краткий конспект лекции. Жанр, который получает все большее распространение в блогах и в прессе.
Гегель не говорит: «Итак, пора делать выбор в сторону высшего». Он подразумевает, что к «высшему» можно прийти только через «низшее», через радикальное противоречие «низшего».
Это основа временного характера диалектики. Причем, выбор должен повторяться, вот почему у Гегеля есть подчеркнутая структура шуток такого типа, когда ты проходишь через непонимание и ошибки, думаешь, что сделал что-то не так, а, в то же время, в этой неправильности и есть решение.
Как в старом советском анекдоте, который я повторяю уже лет сорок:
Рабинович — еврей, который хочет эмигрировать, идет к чиновнику, который отвечает за выезд граждан за границу и говорит:
«Я хочу уехать из Советского Союза по двум причинам: во-первых, я боюсь, что СССР распадется и во всех бедах обвинят евреев.
На что чиновник отвечает: «Вы с ума сошли, Советский Союз будет всегда, ничто не изменит этого».
Тогда Рабинович говорит: «Это вторая причина».
Вот она — логика диалектических противоположностей. Почитайте, что написал Гегель о том, почему Христу пришлось умереть на кресте, и вы увидите шутку про Рабиновича.
Или еще шутка в стиле Гегеля:
врач говорит пациенту: «У меня есть для вас хорошая и плохая новости. Плохая: у вас рак, вы умрете через 2 месяца».
Пациент в недоумении, что может в таком случае быть хорошей новостью? Доктор говорит: «Мы также обнаружили у вас Альцгеймер, вы забудете плохую новость до того, как вспомните, что у вас рак».
Так вот, плохая новость: Иисус умер на кресте, мы брошены, у нас больше нет поддержки свыше.
Хорошая новость: та же самая — нам дали свободу.
Я заявляю: Гегель был первым, кто рассматривал Евангелие как настоящий материалист.
Дальше буду импровизировать. Думаю, смерть Христа была той самой репетицией выбора.
Христос умер не потому, что бог отправил нам посланника: не сработало — окей, возвращайся, Христос, попробуем опять лет через 1000.
Нет, Гегель хочет сказать, что Христос на кресте означает смерть бога вообще, на кресте умирает сама идея того, что бог есть как гарантия для человека.
Чтобы подчеркнуть материализм нашего разговора, на всякий случай хочу напомнить — я совершенный атеист.