Владимир Паперный пишет:
Моя теория «отравленных одеял»… состояла в следующем.
Россия и Америка — две страны, ощущающие себя избранными нациями, осуществляющими Божий промысел путем колонизации. В России колонизация шла на восток, в Америке — на запад. Движению на запад мешали индейские племена, в войне с которыми все средства казались приемлемыми. Одним из видов оружия в войне с индейцами стали посылаемые в подарок одеяла, зараженные смертельными болезнями вроде чумы и холеры.
Много лет спустя, на американской выставке 1959 года, наряду с холодильниками, стиральными машинами и книгами были выставлены холсты абстрактных экспрессионистов. Эти холсты сыграли роль своего рода отравленных одеял, их идеологическая зараза проникла в сознание советских людей и в течение 30 лет разрушила СССР.
Похожей теории придерживается и Владимир Сальников, считающий, что соврискусство придумали на Западе, чтобы завалить СССР.
Идея с отравленными одеялами (в виде полотен абстрактной живописи) разрушающими железный занавес, конечно, красивая, хотя и абсолютно не верная.
В реальности стальные танки СССР были разрушены не абстрактной живопиьсю, а нейлоновыми чулками. Точно как описано в статье Паперного:
Социолог Дэвид Рисман (автор хрестоматийной книги «Толпа одиноких») написал в 1951 году пародийный текст, озаглавленный «Нейлоновая война». Начинался он так:
«Сегодня 1 августа 1951 года. Вот уже третий месяц, как США начали Нейлоновую войну — бомбардировку СССР товарами широкого потребления. Пора подвести некоторые итоги. Первоначальному рейду, проведенному 1 июня, предшествовали годы сложной и тайной подготовительной работы. Идея была проста: если дать русским образцы американского изобилия, они откажутся подчиняться власти, которая дала им танки и шпионов вместо пылесосов и салонов красоты»
Среднестатистический советский гражданин равнодушно (а иногда и агрессивно) относился к абстрактной живописи, зато с необычайным уважением к предметам американского быта, о котором судил по рекламным картинкам в заграничных журналах.
Да и сами американцы ничего хорошего от «СоврИска» не ждали:
Ричард Гофштадтер приводит слова конгрессмена из штата Мичиган Джорджа Дондеро, по мнению которого такие художественные течения, как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм и т. д., непосредственно связаны с коммунизмом. «Искусство измов,- говорил он,- это оружие Русской революции, которое было перенесено в Америку, и сегодня, разложив и пропитав многие наши художественные центры, оно угрожает подорвать, разложить и осилить благородное искусство наших традиций и наследия. Так называемое новое или современное искусство в нашей собственной возлюбленной стране содержит все измы разложения, упадка и растления… Все эти измы — иностранного происхождения, и им поистине не должно быть места в американском искусстве… Все они — средства и орудия разрушения» [38].,
Дальше Паперный пишет о разных проектах глобализации: об американском, который хорошо изучен, и о советском, который изучен гораздо меньше.
Кульминацией «дуэли» этих двух проектов стал легендарный кухонный диспут Никсона и Хрущева, где Хрущев пообещал догнать и перегнать Америку за семь лет. «Когда мы вас догоним и будем перегонять, — сказал он Никсону, — мы помашем вам ручкой!»