Мой прошлогодний конфликт с учительницей рисования завершился удачно: у нас новая учительница, которой все довольны.
Зато появился новый учитель музыки — строгий пожилой дяденька, который с самого первого урока заявил детям… (вольный перевод на русский) : "вы тут у меня еще попоете".
В частности, он сказал, что "если кто-то будет на уроке играться с разными штуками — отберу на полгода". Буквально сразу же он засек девочку, которая снимала и одевала свои очки. "Ага! "- завопил учитель музыки, подбежал к ребенку и выхватил у нее очки.
Девочка разрыдалась. Очки ей вернули с указанием на то, что "это в последний раз".
Все это мне рассказал Беня. На мой вопрос: "Ну и что же ты не встал и не защитил девочку? Почему же ты не сказал учителю, что он ведет себя возмутительно?"
Беня посмотрел на меня с недоверием. То ли он не верил, что я бы в такой ситуации сама отважилась на такой поступок, то ли не верил, что родная мать готова ему такое присоветовать.
Позже я поговорила с мамой девочки. Она сказала, что у ее ребенка огромная потеря зрения, что то в районе минус одиннадцати. Она практически слепая. Мама, конечно, была очень расстроена. Они с мужем хотели написать письмо учителю музыки, но в конце концов решили, что "раз уж все само собой разрешилось, то и не стоит".
Этот эпизод — отличный ответ на вопрос: "почему в одном маленьком Израиле больше свободных школ, чем во всей Европе".
Да потому, что в Израиле в любой самой несвободной школе, если бы случилось, что-либо подобное эпизоду с учителем музыки, на следующей день родители бы уже были не только в кабинете у директора школы, но и в министерстве образования.
Значительная часть израильской культуры — это уважительные и доверительные отношения к детям. У израильских детей, конечно, есть свои проблемы, но очевидно, что они не вырастают менее образованными или более непослушными, чем дети других культур.
Моя двоюродная сестра рассказывала, что в их прогородной Беер-Шевской школе завелась злобная учительница, которая повадилась кричать на детей. В течении недели родители организовались и стояли у школы с плакатами: "Хотим другого учителя". Злыдню пришлось уволить.