Кризис долгов и отсутствия спроса: переходим на Second life

Ларри Саммерс  выступил на экономическом форуме в Крыму:

"Я себе представляю, как в США можно избежать рецессии в тактическом смысле слова, но экономический рост в этой стране будет скорее напоминать спад. Рост будет такой низкий, что он в ближайшие два года не будет оказывать положительного влияния на ситуации. Европа может достичь роста в 2-2.5%. Но еще раз повторю: экономика будет расти только тогда, когда будет расти спрос".

Это, кажется, тот самый Саммерс, клинтоновский министр и участник фильма Inside Job:

What was Larry Summers' self-interest?

He's always been a pro market, pro business, laissez faire kind of guy. He's a very ambitious man. I'm not his shrink, but both for his political advancement and because he wanted to be rich, he wanted to cozy up to Wall Street. After he left the (Clinton) administration, he made a zillion dollars.

Иначе говоря, эти ребята не специально воруют. Они просто верят в то, что их миллиарды долларов когда-нибудь как-нибудь улучшат общую ситуацию и что Невидимая Рука и Свободный Рынок в конце концов все поправит.

Однако, реальная ситуация, скорее такая, как ее описывает Хазин: пока все денежки подгребли богатые, а остальные им только должны, спросу взять просто не откуда.

Спрос не будет расти, он будет падать.

Это называется кризис, потому что современная экономика зависима от массового производства и массового спроса не может функционировать в отсустствии одного или другого. 

При этом, ни Ларри Саммерс, ни его единомышленники не заботятся о таких простых вещах. Они завороженно следят за cash flow — движением капитала. 

Это невероятно интересный и не доступный моему пониманию концепт, которым измеряется успех или провал любой современной активности.

Чем больше и быстрее движение капитала, тем успешнее мероприятие. Ничто не имеет значения: не важна ни прибыль, ни цель движения, ни собственники, ни разрушения, ни даже перспективы. Только движение капитала, его бесконечное расширение. 

Никакой разницы между частным и государственным, коммерческим и ни коммерческим предприятием в этом смысле нет. Университет, инвестирующий в недвижимость и спортивные шоу, НКО удачно вложившееся в политику или не удачно в финансовую пирамиду Мэдофф, коммерческая фармакология, зарабатывающая безумные деньги, разоряя больных людей — все оказываются в одной лодке.

При этом, главными выгодополучателями  являются не буржуи (то есть, владельцы капитала), а наемные управляющие менеджеры, зависшие над бесконечно убыстрящимся потоком cash flow. 

Буржуй — бездельник, живущий на проценты с капитала, пока рабочий в топе лица, зарабатывает ему прибавочную стоимость — это персонаж исторического водевиля, имеющий мало отношения к современной реальности. Он кое-где сохранился как трогательный  раритет.

Скажем, какой-нибудь владелец небольшого кафе, который знает своих официантов в лицо. Он может быть отцом родным или Карабасом Барабасом, но его связаывают с работниками человеческие отношения.

Президент Калифорнийского Университета господин Юдов, управляет империей с оборотом в 10.7 миллиардов долларов. Его личная зарплата (не включая бонусов, компенсаций, отчислений, аренды машины, жилья и прочее и прочее) составляет более 800 000 долларов в год. 

Я не знаю, куда господин Юдов вкладывает свои личные сбережения, но, похоже, что его личное благосостояние. а также благосостояние и социальное положение его семьи зависит вовсе не от того, сумел ли Юдов выгодно прикупить свечной заводик. 

Мы говорим о новой экономике — экономике услуг. Работает она так: 95 процентов служат офисными рабами или вытирает столы в МакДональдсе, а 5 процентов обслуживают бесконечно убыстряющийся документооборот. 

Не случайно, все шири движение дауншифтиров, которые пытаются просто выскочить их этой стиральной машины, найти возможность не участия в системе, которая предлагает только две роли: офисных рабов и офисных надсмотрщиков.

Ортодоксальные левые, которые называют надсмотрщиков капиталистами (или буржуями) и планируют отобрать у них бразды правления, чтобы реформировать систему, просто не понимают, что происходит. 

В этой системе нечего реформировать. Она уже почти на 100 процентов виртуальная. Она порождает только социальные отношения бесконечного раскручивания долговой спирали. 

Тот же Калифорнийский университет занимается не столько воспроизводством знаний (это часть его активности незначительна и постоянно сокращается), сколько освоением грантов, регистрацией патентов и инвестициями. В университете учится почти 200 000 студентов. Интересно, сколько должников они выпускают ежегодно? Эти люди, должны будут вписаться в существующую систему, чтобы оплачивать долги за полученные дипломы.

Многие пишут, что новый финансовый пузырь — это студенческие ссуды.

История учит нас, что все финансовые пузыри рано или поздно лопаются, а все финансовые пирамиды (даже самые надежные) обрушиваются. 

Один из возможных вариантов развития событий состоит в том, что система будет маргинализировать все большее и большее количество людей. По сути она уже действует как центрифуга, отжимая богатства (средства индустриального и массового производства) в руки незначительной управляющей элиты, лишая всех остальных возможности приобретать то, что владельцы на своих индустриальных предприятиях производят. 

Откуда берутся миллионы часов, которые кто-то тратит на заполнение википедии, создания опенсорс софта, участия в многочисленных participatory проектов? У управляющих менеджеров успешных предприятий на это времени нет. А движение, между тем, более, чем массовое. В нем участвуют "все остальные". 

Представим, что эти "остальные" смогут начать обмениваться не только знаниями и информацией, но и реальными физическими объектами, производство которых выпадет из цикла "капитал (владельцы средств производства)" — "рабочие (производство товаров и услуг)" — "потребители". 

Если экономический цикл (можно ли это будет назвать экономикой?) сможет работать по принципу P2P : от знакомого к знакомому, то образуется совершенно паралельный современной индустриальной ситуации кластер, который будет стремительно расти.

Вспоминается цитата из Ленина: Капиталисты сами продадут нам веревку, на которой мы их повесим.  Правда, при условии, что в старом понимании капиталистов уже не осталось, то и вешать будет не кого.
Возможно, что офисные рабы и надсмоторщики плавно подсядут на компьютерные игры и начнут спекулировать недвижимостью в http://secondlife.com/?