Советская реклама. Потребительская цивилизация

В продолжение поста о советской рекламе, в котором  была представлена версия СССР от Игоря Пальмина — ностальгическая и нежная.

Это фотографии Жак Дюпакье (Jacques Dupâquier) — французского коммуниста и фотографа. СССР 60-тых и 70-тых годов.

 Я еще помню такой СССР — чистенький и пустой. Помню детское ощущение покоя и безопасности. Новости по телевизору, где в перемежку показывали сюжеты об увеличении надоев и голодающих африканских детишек. 

Вероятно, лет до 6 это действовало магически. Я была абсолютно уверена, что там у них адъ, а здесь  у нас — покой и благоденствие. 

По теме — любопытный текст shraibman о пропаганде в СССР: 

На излете большевистской эпохи, жители СССР совершенно перестали верить официальной пропаганде. Раздражение вызывало все: сообщения об экономических успехах, критика "чуждого образа жизни", нудные трансляции съездов партии и даже прогноз погоды.

Фраза, произнесенная актрисой Гурченко в кинофильме Вокзал для Двоих ("тебя дома ждет та, которая о погоде врет" — о дикторше ТВ), точно отражает этот настрой. Советскому телевиденью и газетам не верили и тогда, когда они говорили правду — скажем, о тяжелом положении части безработных на Западе.

Почему так случилось?

Проблема советской пропаганды коренилась в том, что ее ложь была тотальной. Тут была попытка создания совершенно автономной от реальности картины мира. Основой пропаганды стал тезис о загнивании капитализма и о превосходстве СССРовской системы.

Пропаганда регулярно бомбардировали жителей Советского Союза сообщениями о том, что в США, Западной Германии, Франции, Италии, Великобритании чуть ли не большинство народа живет плохо, бедно, подвергается полицейскому насилию и т.п. Кроме того, подчеркивались "преимущества" советской системы — она, как утверждалось, обеспечивает более высокий уровень жизни большинству населения, более быстрый технический прогресс. СМИ непрерывно рапортовали об успехах.

Население позднего СССР верить телевизору и газетам отказывалось. Имелись десятки миллионов людей с высшим образованием и столько же рабочих высокой квалификации, такие люди — тоже не круглые дураки: кое-что знали, кое о чем догадывались, к тому же у нескольких миллионов имелись родственники за границей. Потоки информации хоть и без интернета распространялись быстро и не одними лишь усилиями западных радиоголосов; скрыть правду оказалось невозможно. А правда состояла в том, что СССР, не смотря на определенные успехи в области науки, промышленности, образования и социальной поддержки низового населения, так никогда и не достиг уровня жизни ведущих стран капитализма, да еще и и отставал от них технологически. К тому же, вслед за ростом цен на продукты и ширпотреб, росло раздражение, в то время, как власти и СМИ бодро рассуждали о достижениях, в упор не замечания проблему.

Юзер shraibman так же справедливо отмечает то, что советская идеология была материалистической. Именно это и обеспечило ее крах.

Хотя, я помню, как моя бабушка с дедушкой презрительно относились к "торговцам" и "мещанам", основный посыл "улучшить жизнь народа" был строго материальный и корпоративный.

Наука "должна быть на службе у интересов трудящихся", а "интересы" определялись

советским корпоративным начальством, которое не вызывало доверия у среднестатистического советского инженера. 

Начальники "лучше знали", полезна генетика для интересов трудового народа или нет.

Как и все прочие науки и искусства.

 

Вот интересно, а откуда вообще берутся авторитарные левые? 

Частично — это молодые люди, для которых СССР — затонувшая Атлантида. Они не помнят, как какой он был на самом деле, но сравнивают свое личное мифотворчество об утраченном советском рае с постсоветскими ужасами 90-тых. 

Нечто похожее происходило в 90-тые среди 20-30 летних было популярно обожествлять дореволюционную Россию. Тогда казалось, что "ДО большивиков" все были сыты, образованны и милы, а истории о тупости и скотстве царских властей, такое же вранье советской пропаганды, как и рассказы о голодающих английских безработных.

Есть среди авторитарных левых и бывшие советские роботы. Несмотря на то, что "никто не верил программе Время", удивительно много людей предпочитали "оставить все как есть". Именно им больше всего досталось в 90-тые, поэтому они и составляют костяк идиотических сторонников Зюганова, сумасшедших бабулек, распространявших газетки с постмодерниской версия советского коммунизма: газового православия в союзе с мусульманством, под руководством гриба-Ленина и быших красных директоров.