хорошая статья на полит.ру о Берлинском Биеналле:
Биеннале получилась делом семейным: большая часть участвующих художников – поляки, как и сам куратор биеннале Артур Жмиевски. То есть Open Call, свободная подача заявок, которая была одной из нашумевших особенностей этого мероприятия, и единственным условием которой было объявление своей политической позиции, оказалась фикцией.
Те, кто присылал свои портфолио, были выставлены в виде имен и фамилий, кучкующихся облаками тегов на схеме на стене вокруг соответствующих политических взглядов, а также могли разместить свои работы в Интернет-сети ArtWiki.
Сразу было объявлено, что подача заявки не гарантирует участия, но проблема в том, что из выставленных авторов только одно имя удалось найти на схеме результатов Open Call – Марину Напрушкину, но и она, по ее словам, познакомилась с организаторами биеннале на демонстрации и была приглашена ими по личному знакомству.
Конечно, куратор не обязан выбирать что-то из присланных портфолио, если ему ничего не показалось интересным. Однако создается впечатление, что это новшество было не более, чем PR-акцией.
Вроде как нужно ходить и участвовать. Но с самого первого раза, как мы прошлись по галлерям. выставки и тусовка показались междусобойчиком. Кроме того. неприятно поразил откровенно дизайнерский дух происходившего.
Проекты, которые видела я делились на декоративно-политические и откровенно декоративные.
Декоративно-политические изображали какую-то политическую позицию, но именно что «изображали». Потому что главной задачей художников было зафиксировать свое отношение к какому-нибудь событию в настоящий момент, причем сделать это как можно более запоминающимся и изощренным образом.
Тут были удачи или не удачи. Но, согласитесь, в целом позиция довольно циничная.
Про декоративных я и не говорю! Эти органично слились с многочисленными бутиками в Митте.
Куратор Биенналле Жмиеский обращался в основном к арт-сообществу — он призывал художников выйти из жалкого состояния «эгоистического выживания», когда «свобода художника — это, по сути, необходимость постоянной адаптации к требованиям художественной системы, ее мимолетным модам и краткосрочным интересам», сделать так, «чтобы искусство было волевым и было в состоянии, с политической точки зрения, развертывать свою власть, — не создавать зрелища, но реально управлять действительностью».
Полностью поддерживаю такие инициативы, но не увидела даже попыток «управлять реальностью». Даже малейших.
Мне кажется. что художники и организаторы просто боятся показаться смешными. Поэтому они не позволяют себе реальных проектов: накромить голодых, обогреть бездомных или действительно передать власть неимущим.
А ведь в Берлине постоянно, а не только в дни Биеналле, действует Хаос Компьютерный Клуб, фонд Живая Демократия, Зеленые и Партия Пиратов, в конце концов.
Это все организации, которые уже много лет занимаются реальными проектами.
Биеналлей же почему то приглашает художников, которые за небольшую входную плату предложат зрителям воркшопы, где они поучавствуют в каких-то общественных конгрессах или поучатся ненасильственному активизму.
Я, когда читала рекламку, реально ухахатывалась. Придурки даже завели у себя «оккупай биеналлей» — закрытое и охраняемое помещение, где можно что-то (что???) оккупировать законно и безопасно.