Гройс о Малевиче:
Малевич исходит из того, что как в природе, так и в классическом искусстве исходные супрематические элементы находились в «правильных» гармонических соотношениях, хотя это обстоятельство ранее и не было сознательно отрефлектировано художниками. Вторжение техники разрушило эту гармонию, в результате чего и стало необходимым выявить эти прежде подсознательно действовавшие механизмы, чтобы научиться управлять ими сознательно и в результате добиться новой гармонии в новом техническом мире, подчинив его единой организующей и гармонизирующей воле художника.
Очень точно сформулированы представления всей «питерской школы»: от моего учителя А.П.Зайцева, до остальных Эрмитажников.
Единственное отличие: мои учителя были уже внуками авангардистов. Причем их дедушек и бабушек довольно злобно поубивало государство.
(которое Малевич считал единственным конкурентом художнику:
«Характерно, что в своих поздних сочинениях Малевич видит конкурента художнику только в государстве, причем он очевидно имеет в виду тоталитарное государство советского типа. Государство также апеллирует к «подсознанию»: «Любое государство есть такой аппарат, посредством которого происходит регулирование нервной системы живущих в нем людей». «)
Да и сами они чувствовали себя среди праздника жизни брежневского СССР несколько не уверено, если не сказать запугано.
Поэтому никакого запала и пафоса уже не было. Было пестование тайного знания «о правильных гармонических соотношениях», которые сами по себе, без уверенности в возможности забежать вперед прогресса и остановить время, большой ценности не имеют.