Когда с так называемым «международным сообществом» (имеется ввиду все мы — жители России, Европы, США) говорят о правах для членов профсоюзов далеких и не очень свободных стран, то понять что-либо очень сложно.
Во-первых, мы знаем, что у них и так там власти кого-угодно и за что угодно могут загрести. Так чего же удивляться, что с профсоюзными лидерами такое происходит?
Во-вторых, издалека не очень понятно, кто там лидер, где профсоюз и что вообще происходит. Потому что почти никого и нигде теперь не сажают за активизм. Сажают за налоговые уклонения, за сопротивление при задержании, за наркотики, наконец.
А вот если бы растолковать, что каждого человека в каждой стране, где пока гарантированы хоть какие-то права, напрямую касается будут в Казахстане или в Китае поджаривать на медленном огне (расстреливать, сажать в тюрьмы, прессовать) профсоюзных лидеров, гражданских активистов, экологов, то все сразу измениться.
Почему меня волнует нарушение прав профсоюзных активистов из Казахстана? Потому что я хочу, чтобы в Германии, где я живу, в России, где живут мои друзья и часть моей семьи, не отменили медицинские страховки, не снизился общий уровень жизни, не закрыли школы и больницы. Профсоюзы были одним из самых эффективных инструментов социальной демократии в 20 веке.
Но в целом, главная опасность для всех сегодня — это азиатский капитализм, при котором частная собственность остается, а гражданские права отменяются.
И эта штука надвигается на нас ускоренными темпами.
Но, возможно, что можно еще что-то придумать. Очевидно, что казахстанские товарищи сидят в тюрьме сейчас не только за свои зарплаты и пенсии, но и за всех нас.