В Музее Естественной Истории в рамках большого проекта «Дарвин» проходит серия выставок, концертов и показов фильмов, под общим названием Living in America: Celebrating Darwin’s Voyages , посвященная 5 летнему кругосветном путешествию Дарвина на корабле Beagle.
Задача проекта — «Живя в Америке», познакомить зрителей с современным состоянием культуры и этнографии стран, которые Дарвин посетил во время 5 летнего плавания.
Я сходила на одну из таких программ и посмотрела документальное кино «Moana Maniapoto and Toby Mills».
Автор — новозеландская певица, происходящая из племени Maori, аборигенов Новой Зеландии. Ее имя — Моана, на местном языке означает «океан» и имеет еще множество ритуальных коннотаций. Моана, в сопровождении новозеландских музыкантов, с большим успехом гастролировала по Европе. Европейская публика немедленно влюбилась в дикие пляски этих покрытых татуировками людей.
В самый разгар успеха, когда уже были напечатаны плакаты, проданы билеты и выпущен сд, выяснилось, что имя «Моана» — зарегистрированная торговая марка и собственность частной немецкой компании. Перечень изделий, на выпуск которых компания имеет эксклюзивные права занимает несколько страниц. В их числе: туалетная бумага, компьютеры и , конечно, сд и двд.
В результате, войдя в положение госпожи Моаны («мы девушки не местные»), компания-владелец разрешила ей до-продавать сд, которые уже лежали в магазинах. Все остальные потребовали изъять и уничтожить. Именем «Моана» пользоваться запретили. Впрочем, посоветовали выкупить у компании свое имя обратно, зарегистрировать его в тех странах мира, в которых оно пока «не занято» (около 14 стран мира) и петь и продавать сд там.
Удивленная певица, предприняла попытку разобраться в случившемся, результатом которой стало документальное кино.
Моама задается вопросом: если современная система патентов и авторских прав защищает отдельно взятого человека, сумевшего вовремя заполнить бланки и заплатить пошлину, то почему она не защищает целую культуру, которая делиться с миром накопленными тысячелетиями знаниями, которая представляет собой целый языковой, символический, звуковой мир, не сравнимый по сложности и разработанности с одиночкой-изобретателем или тем более ловкачом-предпринимателем?
Культура новозеландского племени Маори, представителем которой является Моама, в последние годы стала очень популярна среди западных предпринимателей:
Корпорация Форд успешно использует традиционные тату Маори, покрывавшие тела воинов, для выпуска супер-элитных моделей своей машины, декорируя ими капоты и сидения.
Корпорация Лего называет персонажей своей игры в честь героев национального эпоса Маори, допуская унизительные и бессмысленные ошибки (злодеи становятся хорошими и наоборот).
Компьютерные компании, выпускают игры, эксплуатирующие эстетику Маори, полностью разрушая при использовании смысловые связи внутри используемого контекста.
Получается, что у интеллектуальной собственности определяемой как паблик домейна нет ни только никаких имущественных авторских прав, но и не имущественных, которые не отчуждаемы по закону. К не имущественным правам относится право на защиту имени, репутации, целостности произведения.
Культура аборигенов Майори — одна из немногих самобытных ценностей Новой Зеландии, отличающих их от других стран. Майори — национально-культурная общность с живым языком, с существующей ритуальной практикой. Члены племени продолжают делать татуировки, танцевать, петь и играть на национальных музыкальных инструментах.
Не очень понятно, почему нужно советоваться и получать разрешения у кого то сомнительного поп-певца, чтобы использовать его песню или мелодию, но разрешено безвозмездно пользоваться результатами труда многих поколений безответственно относясь к содержимому этой культуры.
В фильме так же поднят занятный вопрос: если можно официально зарегистрировать эксклюзивное право на использование слов твоего родного языка (как это произошло с Моаной), то что может случиться, если какая нибудь прыткая компания оформит патентное право на владение всемими слова этого языка?
Интересно также, какую роль выполняет правительства, вступая в ВТО и подписывая международные обязательства, которые легитимируют не очень ясные законы в сфере авторского права.
По настоящему непредсказуемый бардак начнется, когда все страны подпишут единые законы по авторским правам.
Можно также представить, что случиться, если группы подобные племени Маори, организуются по примеру западных корпораций и начнут регистрацию собственного наследия в виде патентов и авторских прав.
Тогда патентное право в его нынешнем виде, покажется нам прекрасным и незначительным, ибо коммерческие патенты ничто в сравнении с могучей интеллектуальной собственностью традиционных культур. Если они сумеют эту собственность на себя зарегистрировать тем или иным образом, тут и случится полный и окончательный конец света.
Между тем, по моему, все к тому и идет. Аборигены Маори на мероприятии в Музее Естественной истории в Нью Йорке показали себя как люди, вполне вписанные в западную традицию, обладают как навыками гражданских борьбы, так и желание «получить причитающееся».
В мире, где все слова, звуки, образы и элементы традиции каталогизированы и кому то принадлежат, человеческое существо жить будет не способно. Это будет хуже любого феодализма-рабовладения.
По сути мусульманский наезд на западные демократии можно рассматривать в контексте нарушения прав в обращении с неимущественными авторскими правами.
Некая группа лиц (в данном случае «Глас Мусульманского Народа» в лице мулл и ряда правительств) объявляет себя смотрителем культурных ценностей. И предъявляет другой группе — , в данном случае, «Христианскому Миру» в лице его официальных представителей претензии в неправомерном неуважительном использовании Традиций и Наследия, который они призваны защищать и оберегать.
Де-факто христианские правительства уже признали себя ответственными за причиненный Мусульманскому Наследию вред, иначе чего они все бросились извиняться перед Оскорбленной Мусульманской Общественностью?
Пока дело спасает то, что де-юро такая ситуация не закреплена, а то художников-карикатуристов могли бы посадить в тюрьму или обложить штрафами за нарушение правил в обращении с чужой интеллектуальной собственностью.
Замечательно, что РПЦ тоже вполне может объявить себя наследницей и распорядителем православного христианского наследия и уже с таких позиций атаковать того же Гельмана и других желающих строить свои высказывания с использованием, «принадлежащих РПЦ» культурных ценностей.
Правда, абсолютное большинство интеллектуальных прав немедленно должно оказаться во власти евреев. Ибо именно они ввели в обиход персонажей, тексты и образы, на которых базируются все построения как христианского так и мусульманского мира. Библия, как известно самая продаваемая книга в мире, но кроме побоев и насмешек ни одного цента за это еврейскому народу (тм) заплачено не было. В тоже время, Еврейский Народ (тм) по сути функционируют как огромный издательский дом, постоянно выпуская толкования, комментарии и доработки к единожды сформированному Тексту.
Возвращаясь к началу истории, хочется заметить, что традиционное миропонимание новозеландских аборигенов противоречит самой сути понятий патент и авторского права. Они живут общиной, самым богатым человеком считается тот, кто больше всего способен отдать, а не тот, кто способен большим завладеть.
До прихода европейцев, у них не было понятия собственности и накопительства. Европейцы говорили, что для того, чтобы колонизировать новозеландцев, их нужно научить эгоизму.