Queer by Luca Guadagnino

Вместе с приятелем — молодым физиком из Китая, посмотрела Queer by Luca Guadagnino. Если принять в расчет насколько мы с ним разные: культура, традиции, язык, занятия и возраст, то удивительно, насколько схожи были наши впечатления о фильме! Он нас вызывал раздражение и тоску одновременно. Возможно предполагалось, что Queer должен был бы шокировать зрителей.

В фильме много откровенных queer сцен, много алкоголя, наркотиков, безделья, грязи. Может быть в 50-ые, 60-тые такие тренды нарушали бы общественные устой, но кого сегодня это возмущает? Сегодня американская субурбия полна вполне буржуазными гей-парочками с детьми, плюшевыми мишками и телевизорами.

Наблюдая пожилого полупьяного и обкуренного мужчину, одержимого удовлетворением неприятных потребностей, становилось неловко за режиссера, вероятно, рассчитывающего на то, что его героя оправдает наличие книжных полок и печатной машинки.

Катaрсическая история с ритуальным приемом айяаски и путешествием в джунгли, встраивается в нарратив: «радикальное отличие главного героя от так называемых нормальных людей, его страсть, его свобода и даже его падение делают из него поэта и бунтаря, а его столкновение с глубинами знаниями традиционной культуры, помогает раскрыть подлинные желания — любовь и единение, которое вместе с героями фильма переживаем и мы — зрители.» Вот такой вот, «месседж». Как и визуальный язык фильма — тотальный китч.

Выходя из кинотеатра мой приятель и я задались вопросом — а что если бы на месте молодого любовника пожилого развратного писателя, была бы молодая любовница? Если бы он трахал, подкупал, преследовал бы не молодого человека, а девицу? Получилась бы Лолита, но без Набоковской субверсии, где автор осознает, что он и преступник, и жертва одновременно и ни о какой «вечной любви» речи не идет.

Впрочем и Лолита сейчас показалось бы мне довольно пустой затеей. Критика американской культуры 50-х, сегодня, когда американская культура на глазах разваливается примерно такими же темпами как когда то советская — устаревшее занятие.

Together with a friend—a young physicist from China—I watched Queer by Luca Guadagnino. Considering how different we are—culture, traditions, language, occupations, and age—it’s surprising how similar the impressions of the film were between my Chinese physicist friend and me! It evoked both irritation and melancholy in us simultaneously.

Perhaps Queer was intended to shock viewers. The film is full of explicit queer scenes, alcohol, drugs, idleness, and filth. Maybe in the 50s or 60s, it would have disturb societal norms, but who cares about it today? Nowadays, American suburbia is full of very bourgeois gay couples often with kids. Watching an elderly, half-drunk man obsessed with fulfilling his itchy desires could make one feel sorry for the director of the movie, who likely counted on his character being redeemed by the presence of bookshelves and a typewriter in his apartment.

The cathartic story of a ritualistic ayahuasca ceremony and a jungle journey fits into the narrative: «The radical difference of the protagonist from so-called normal people—his passion, his freedom, and even his downfall—makes him a poet and a rebel. His encounter with the profound knowledge of traditional culture helps him uncover true desires: love and unity, which, along with the film’s characters, we as viewers experience.»

That’s the «message» of the movie, as I got it. Just like the film’s visual language—a complete kitsch.

Leaving the cinema, my friend and I wondered: what if, instead of a young lover of the elderly debauched writer, there was a young girl? What if he seduced, bribed, and pursued not a young man but a young woman?

It would be Lolita, but without Nabokov’s subversion, where the author acknowledges that he is both the criminal and the victim simultaneously, and there’s no talk of «eternal love» in it, no redemption.

But even Lolita would now seem like a rather empty endeavor to me. Critiquing American culture of the 50s, today, when the whole idea of the US is collapsing before our eyes at about the same pace as Soviet culture once did, feels like an outdated pursuit.