Занятная статья на Рабкоре — воспоминания о советском детстве и любопытные комменты.
Например комментарий Partizan:
Я не был средним классом. Мы жили вдвоем с мамой, она работала на двух работах и еле сводила концы с концами. Все наши тогдашние знакомые были более или менее рабочими (строителями водителями слесарями) т.е. сильно трагично и бессмысленно пьющими людьми, которые с детства предупреждали меня об одном: будь, когда вырастешь, кем угодно, только не рабочим т.е. не таким, как мы. Ещё они недолюбливали евреев и кавказцев и очень уважали блатную песню. К советской лексике, которая шла из радиоточки и телевизора они относились как к шуму моря т.е. не то, чтобы не верили, а просто не вдавались, партийные митинги воспринимали со злым юмором, говоря о выступающих «кукарекают до усрачки». Когда всё затрещало по швам, они вроде бы радовались и Ельцина воспринимали как своего мужика, но очень быстро решили, что произошла окончательная победа евреев и кавказцев. Теперь их дети (я живу там же) все более или менее скинхеды. Ещё в моем детстве была тётка, жена советского офицера, она олицетворяла партию т.е. багровела и орала, когда слышала нечто не достаточно почтительное про эту самую партию, читала в красном уголке доклады, в которых, как выяснялось дома, ни слова не понимала, а в свободное от докладов время спекулировала махером в промышленных количествах, который они вывозили из ГДР по армейским каналам. Этот гешефт был самой страшной тайной моей семьи, о которой запрещалось говорить вслух. Было ли в этом советском детстве что-то хорошее? Да, библиотека, набитая советской фантастикой. Казанцев, Ефремов и Стругацкие научили меня думать и отличать себя от всего этого. Подростком я перестал стричься и начал слушать русский и нерусский рок. Нас стригли тогда насильно, учителя в школах и менты, поймав на улицах. Моя тётка поддерживала такую воспитательную диктатуру и любила пощелкать ножницами перед моим носом. Потом всё это поплыло и развалилось. С тех пор я уважал хунвейбинов Мао, студентов Маркузе, новых левых, красные бригады, контркультурные коммуны автономов, партизан-латиносов, радикальных акционистов и даже бомбистов-одиночек, вроде унабомбера, но только не эту фарисейскую тошнотворную обывательскую трусливую и беспросветно подлую среду своего советского детства. И даже не знаю, завидовать ли тем, у кого советское дество было другим.
Рабочие в стране Диктатуры Пролетариата жили унизительно плохо.
Это нужно помнить, особенно тем, кто сейчас выступает с марксистких позиций.
Может быть люди, утверждающие, что рабочие в СССР процветали, были тогда слишком маленькие?
Возможно, они, как и я, росли в обеспеченных семьях среднего класса.
Это правда, что в 90-тые стало еще хуже. Советские путевки на курорты, детские садики и продуктовые наборы к празднику показались манной небесной.
Однако, стоит помнить и о том, что рабочих в СССР вполне силовыми методами, превратили в тихую послушную массу.
И, возможно, именно это и была одна из причин тотального пьянства.
Какая уж там рабочая аристократия, гордость профессии!
Профсоюзы — были обычными филиалы КГБ, малейшее недовольство и попытка самоорганизации — рассматривались как криминал.
В это же время, американские рабочие активно выбивали себе место в среднем классе.
Не без помощи, трудовой интеллегенции, кстати.
Похоже, что именно этот разрыв между рабочими (под которыми следует понимать любые социальные низы) и советской интелегенцей, не только стал одной из главных причин разрушения Совка, но и сделал невозможным построения «социализма с человеческим лицом».
Общество не воспринимало само себя как единое целое. Не было субъекта для преобразований.
Все раскололись на аморфных «предпринимателей», «научных сотрудников», «несчастных пенсионеров» и прочих.
Единственной коллективной силой оказались бандиты, с которыми потом слились силовые структуры.
Поэтому, блатной фольклор принялись слушать не только спивающиеся рабочии из воспониманий пользователя Partizan, но и вся страна.
А катарсичность литературного образа пользователя tiphareth определяется совмещением
доведенной до карикатурного максимума жесткой блатной эстетики (мат, беспрерывные ругательства, призывы к убийству, оскорбления других жж-юзеров) и биографией классического ботаника (не пьет, не курит, отец 4 детей, математические лекции, в том числе для детишек).
Миша поднатужился и создал несуществующего героя нашего времени — Блатного Ботаника.
В целом ловко и полезно для прочистки засранных мозгов сограждан.
Однако, все рецепты спасения отечества, производимые на свет этим литературным героям, ограничены рамками жанра.
Сначала предлагали поддерживать русских националистов и Родную Землю (тм), а сегодня напротив, призывают Заграничных Окупантов (тм).
Катя Петровская обещала мне подарить книжку своего папы Мирона Петровского о городском песенном фольклоре.
Мне кажется, что в ней как раз и описаны законы формирования подобного образного ряда.
Реально же что-то исправить возможно только если мы научимся воспринимать все общество: и рабочих, и женщин, и буржуев, и бюрократов, и офисный планктон, и экстремистов — как единое целое и сумеем эффективно договариваться друг с другом без посредничества бандитов или других силовых структур.