Сходила на трехдневную конференцию о Коммунизме.
Пишу, как и обещала небольшой отчет.
Конференция продолжалось три дня в большом берлинском театре.
Народу было до фига. За билетами стояла длиннющая очередь.
Стоимость 57 евро за три дня. Никакого коммунизма.
Я по журналисткой проходке купила билет за 27 евро.
Всем выдавали бейджи разных цветов: синие журналистам и студентам (как самым бедным),
красные в партер, тем кто заплатил полную стоимость и желтые — организаторам, выступающим и другим приближенным.
С желтыми бейджами еще и ланчем кормили.
Из звезд на конференции участвовали Славой Жижек, Тони Негри и Ален Бадью.
На них то и шел валом народ.
Из России пригласили участвовать группу Что делать.
Алексей Пензин из «Что делать» сказал: «Современным молодым людям кажется, что читать Жижека круче, чем Фукуяму.»
Попозже напишу более-менее подробные summary выступлений. Главное, ради чего эта конференция была затеяна в Германии, — возобновление диалога вокруг слова «коммунизм».
Мой знакомый левый немец рассказывал, что в течении 20 лет, чтобы устроить конференцию о «коммунизме», нужно было называть ее как-нибудь хитро по-научному:»критический анализ социальной теории» или что-нибудь в этом роде.
Присутствие мега-звезд типа Бадью и Жижека позволила левым водрузить в центре Берлина гигантских размеров слоган «Коммунизм» и получить почти в каждой газете небольшой отчет.
Большинство написали о конференции негативно.
По словам Жижека участников одновременно обвинили и в импотенции, и в агрессивности.
Но для левых немцев победой было уже само употребление слова «коммунизм», которое все многократно перепечатали.
Жижек — возможно самый продающийся в мире книжный автор, из всех пишущих о социальных науках, устроил из конференции настоящее шоу.
Он задавал 15 минутные вопросы участникам, рассказывал анекдоты и довольно агрессивно поругался с Негри.
Точнее будет сказать, что Негри наехал на Жижека, почти закричав: «Хватит уже долдонить о государстве. Оставьте в покое государство».
Доклады молодых участников слушать было сложно.
Во-первых, в отличие от Бадью или Негри, они были бесконечно наукообразны и полны занудными пересказами того же Бадью. Кроме того, многие говорили по-английски с акцентом…
Возможно, что это была моя проблема.
Почти все участники, в отличии от меня, связаны с миром академии.
Было и несколько отличных «молодых» докладов. Один из которых был посвящен польской Солидарности.
Я познакомилась с поляками и планирую взять у них подробное интервью.
Их основной тезис состоял в том, что польскую солидарность (которую в СССР представляли как антикоммунистическое восстание мелких польских буржуев) имеет смысл рассматривать как
раз как реализацию коммунизма, как его пониает Алан Бадью.
В заключительном выступлении, Бадью специально перешел на английский, чтобы поругаться с Негри (использование англйского, позволит ему быть помягче), но закончил тем, что горд возможности поспорить с достойным собеседником.
На мой взгляд, у самого Бадью и его товарища Жижека представления как о коммунизме, так и о методах его достижения, тоже довольно радикально отличаются.
Тоже самое можно было сказать и обо всех остальных участниках.
Но, как сказали на конференции, капиталу для того, чтобы функционировать не нужна философия, а коммунизм не может существовать не находясь в процессе постоянного переосмысления.
После утренних дискуссионных панелей, можно было посещать разнообразные культурные мероприятия. Показывали фильмы, спектакли, балеты.
Почти все искусство на западе так или иначе левое.
Возможно, что основная проблема капитализма, в неспособности произвести на свет ни философию, ни культуру. Только суррогаты.
А люди ведь так жить не могут.