Беня начал обрабатывать свою графику в Gimp.
Моя учительница в художественной школе замечательная Татьяна Герасимова, объясняя почему большинство маленьких детей лет до 5-6 рисуют гениально, а потом вдруг теряют и интерес, и возможность легко рисовать, сказала:
"У малыша мир очень цельный — мама, папа, солнышко, ужасные страхи какие-нибудь. Все однозначно. После 6 лет мир становится многомерным и нужны новые более сложные средства, чтобы с ним работать."
Если, не дай бог, в этот момент ребенок попадет в конвенциональное художественное заведение, то это может навсегда отвадить его от потребности размышлять или мечтать рисуя.
Да, и без специальных заведений, столько опасностей подстерегает ребенка в его попытках выработать собственный визуальный язык.
Бенина учительница рисования в его нынешней (очень хорошей) школе оказалась членом секты "творческие личности". По рассказам Бени, им вручают репродукцию картины Ван Гога "Подсолнухи", ставят настоящие подсолнухи на стол и требуют, чтобы они рисовали в максимально "реалистично-вангоговском духе". Беня пришел из школы расстроенный, заявив, что ему попался первый скучный школьный урок. По его мнению: "Если Ван Гог когда-то творчески нарисовал свои подсолнухи жирными мазками, то это вовсе не значит, что и все остальные подражатели, будут такими же творческим личностями".
Я посоветовала ему взбунтоваться и рисовать что-нибудь другое или иначе, а также объяснить свою точку зрения учительнице. На следующем занятие Беня попробовал с ней поговорить, но учительница не стала ввязываться в споры с малолетками, а просто его проигнорировала.
В чудовищной американской школе, где Дана училась полгода, им тоже давали подсолнухи ВанГог для расчленения. Там они должны были переводить его картинку через стекло, а потом им всем вручали приз за "креативность". Почему учителя рисования средних школ так любят Ван Гога?
Но не только "не разумные взрослые" готовы растоптать детскую гениальность. Почти каждого ребенка подстерегает опасная встреча с массовой культурой, с модой и с "настоящими профессионалами".
Мы с Беней часто ходим в арт-магазин и смотрим вместе дорогие альбомы по искусству. Как-то Беня нарыл там толстенную книжку "Как рисовать Манга". Увидев в ней летающих драконов, воинов и разнообразные сцены битв, Беня буквально взвыл от восторга и, купив карандаш, резинку, блокнотик, принялся за работу. Он выбрал самую простенькую картинку: какую то идиотического вида медузу с тремя ногами. Медуза тупо лыбилась и держала что-то в одной из ног. Беня, который может зарисовать километры бумаги сложными и прихотливыми рисунками, заполненными многочисленными событиями и историями, рисовал окаянную медузу не разгибаясь два часа. Почему то он постоянно путал количество ног. Потом он стирал полученное и начинал сначала.
Даже смотреть на него было мучительно.
Заруба с манга длилась довольно долго — пару недель. Он снова и снова пытался скопировать (уже с принесенного домой эскиза) навязчивую медузу. Стал неуверенным и подозрительным к своим работам.
Честно говоря, я растерялась и не знала как ему помочь. Решила подождать. И действительно, как только поменялся контекст, как только он оказался в дружественном окружение, где он чувствуют себя свободно, к нему сразу же вернулась быстрота реакции, фантазия. Теперь можно начинать исследовать новые материалы.