О корпорации Современное Искусство. Продолжение.
Начало здесь и здесь.
Художник в рамках такой системы не способен заниматься производством смыслов. Он вынужден заниматься производством денежных знаков:
Более того, художник и сам должен стать корпорацией. Ему придётся продвигать собственный бренд, озаботиться рекламой и маркетингом, причем в идеале надо иметь собственных пиар-агентов, а не довольствоваться пиаром своего галериста, который зачастую будет действовать в собственных интересах, а не в интересах художника.
Наиболее продвинутые художники-корпорации одновременно выступают в качестве покупателя и продавца, создавая на рынке картели и манипулируя ценами. Очень удобно иметь для этого что-то вроде собственной школы или группы подражателей, ценность работы которых будет увеличивать ценность мастера.
Понятно, откуда берутся «мастерские Джеффа Кунса» и других знаменитых современных художников. Какая разница, кто конкретно произвел ту или иную картину или скульптуру? Мы же не требуем, чтобы все машины Форда были собраны непосредственно Фордом? Это, кстати, пожалуй, единственное отличие художника-корпорации от корпорации реальной: реальная корпорация в отличие от человека бессмертна. Правда, цены на существующие арт-объекты после смерти автора только растут. Зато вот новые он уже не произведёт.