продолжение. начало тут.
Возможно Китай не стоит рассматривать как национальное государство, историческую или религиозную общность.
Китай — это прежде всего миллиард рабочих, объединенных в профсоюз по типу советско-социалистического и вооруженных, кроме самой большой армии в мире, еще и коммунистической идеологией.
Профсоюз в меру бюрократичный и в меру коррумпированный.
Что в принципе, крайне удобно иностранным инвесторам, которым проще иметь дело с большой и стабильной структурой.
Приходиться платить чуть дороже, но пока разница колеблется между 600 и 300 долларов годовой зарплаты, это не вопрос. А когда она выровняется, Китай уже накачает себе такие мышцы, что спокойно сможет воровать американскую интеллектуальную собственность, на выручку от которой Запад собирался существовать в 21 веке. На своих же заводах Китайцы без всяких лицензий будут производить, что все что только захотят. Собственно они и сейчас этим заняты.
В качестве вещественных доказательств своим соображениям, привожу цитаты из постов
«Все чиновники боятся потерять места, и для потери места иногда бывает достаточно малого — конечно, верно и то, что мозги поебать могут, но это случается везде. Но если вам нужно решить вопрос, то вы его решите — если только он не находится в прямом и кричащем противоречии с законом. И решите в нужное вам время. По твердой таксе. И приняв мзду, чиновник убьется, но выполнит обещанное. Удобно.»
http://www.livejournal.com/users/cathay_stray/16669.html
Россия времен Ельцина, никак не планировала стать анклавом дешевой рабочей силы.
Народ и либеральные ценности то поддержал, по большему счету, когда прослышал, что пособие по безработице в европейских странах 2000 долларов в месяц, а у многих в россиян зарплата тогда была меньше, если даже пересчитать доллар к рублю по 60 копеек.
Россия ставила себе целью войти в постиндустриальное общество и жить при развитом социальном-капитализме. У русских были все основания предполагать, что они уж точно догонят какую нибудь крошечную Финляндию. Ан,нет!
Интеллектуальную верхушку и научную элиту быстро поодиночке скупили и перевезли на Запад, а оставшееся население оказалось таки анклавом дешевой рабочей силы, но уже без защиты собственного профсоюза. Большинство работает на нефтяных приватизированных промыслах, деньги от которых перетекают на запад.
Традиции китайского коммунизма, это прежде всего традиции профсоюзности:
«При этом тайские работницы своей работой дорожили и не сильно выебывались, а понятия о профсоюзах, трудовом праве и прочих высоких материях не имели в принципе или почти в принципе. Китаянки же, работавшие на фабрике в не то в провинции Хэбэй, не то Хэнан, права свои знали на ять, желали иметь премии, массу выходных, кучу дополнительных выплат и далее по списку. При этом то, что на эти блага надо заработать, они понимать отказывались. Им надо было, чтобы все было гарантировано.»
http://www.livejournal.com/users/cathay_stray/55324.html
Как именно профсоюз заботиться о населении:
«В Таиланде мой знакомый платил зарплату и не ведал забот. В Китае же государство само не делает для людей ровно ни хуя, кроме сбора с них денег на собственные нужды. Забота же о людях осуществляется совсем не на эти деньги и лежит исключительно на плечах работодателей.»
«Иностранный работодатель тут рассматривается вовсе не как уникальный шанс чему-то научиться и впитать какую-то культуру производства и производственных отношений. Нет. Это просто сися, из которой по мнению населения, течет густое сладкое молоко. Работать за которое совершенно необязательно.»
В России иностранный работодатель именно так и рассматривался, что было, надо сказать, крайне не правильное и не равноценное отношение между иностранным работодателем и страной, в которую он приехал инвестировать исключительно в целях насосаться (дешевой рабочей силы, технологий или нефти), а никак не в целях обменяться культурным опытом.
Какой он профсоюзный рай:
«Кроме страховок и отчислений на пенсию, есть огромное количество выходных и праздников, которые ты обязан оплачивать, а также больничные, декретные-хуетные и так далее. По количеству нерабочих дней, кстати, КНР чуть ли не впереди планеты всей. Вы думаете, тут народ морду в пашню — и давай, круглый год? Ха. Минимум одна неделя отдыха полагается им три раза в году — на 1 октября, 1 мая и праздник весны. Итого три недели, но в реальности всегда получается почти четыре. Восьмое марта — интересный день, он выходной только для женщин. На самом деле, ессно, толку в этот день выходить на работу нет никому. Всякие прочие дни бульдозеристов также отъедают от остатков рабочего года. Сверхурочные полагается оплачивать: после работы х 1.5; субботу-воскресенье х 2; праздничные дни х 3. Будьте уверены, об этом ваши работнички осведомлены прекрасно и не забудут никогда. Права свои они вообще знают великолепно. Уволить гада, если истек испытательный срок, нельзя. Я раз уволил менеджера. Суд присудил фирме выплатить бедняжке за три месяца зарплату и плюс страховку. Страховку, слава богу, отбили адвокаты…»
про китайскую коммунистическую ментальность:
«Только у нас, как у героев Стругацких, идеологические башни рухнули в доли секунды, мы переломались и теперешним молодым людям вся эта ком- соц- и прочая мандобредятина — пустой звук. А в Китае весь рост и вообще вся жизнь и по сей день продолжает мирно течь под все те же старые песни о том, как хорошо и почетно быть бедным.»
http://www.livejournal.com/users/cathay_stray/55324.html?thread=319772#t319772
Китаю не просто удалось развести в пространстве и времени два разных типа реформ «экономические» и «политические», а задавив политические реформы, не сбавить темпов экономических, но и использовать идеологические уроки марксизма на благо своей экономической концепции: государство как охраняемая ценность, причем государство, если я правильно понимаю, социально ориентированное.
Таким образом, Китай не совсем «пошел по другой дорожке». Китайцам прежде всего удалось преодолели смысловой кризис. Они проинтерпретировали для самих себя бунтующих студентов на площади как погромы безработных люмпенов, от которых нужно защищаться, укрепили партийную дисциплину, на место посаженных диссидентов, приняли в универы многие миллионы китайцев из деревни (тех самых, которых
Русские же, 15 лет назад, существовали в рамках другого дискурса, им было некого вывозить из деревень и предлагать оптом и дешево иностранным корпорациям, а все постиндустриальное, что было в СССР или скупили или выкинули .
Я думаю Западу нужно очень внимательно посмотреть на то, что произошло с Россией и задуматься вот о чем:
постиндустриальные ценности гораздо сложнее защитить, чем индустриальные.
Вот будут китайцы Линуксов пользоваться, а фильмы смотреть Гон-Конговские, а не Голливудские.Что сможет им Запад предложить в обмен на все производство в мире??
уже и сейчас ничего она им предложить не сможет.