Снова о Крэг-листе. Тут уже была моя статья об этом фильме. Теперь интервью с режиссером фильма — Майклом Гибсоном.
Крэг-лист — это доска объявлений. Самая большая в мире. Седьмой по посещаемости среди всех сайтов мира, Крэг-лист ежедневно показывает около 30 миллионов страниц в одном только Сан-Франциско -городе, откуда он родом. На Крэг-листе нет рекламы, и сам себя он никогда никак не рекламировал. Большая часть услуг сайта бесплатна. Поддержкой проекта занимается всего 22 человека. Крэг-лист продолжает расти, сегодня он уже доступен и в России.
Документальный фильм «24 часа на Крэг-листе» тоже появился благодаря объявлению на Крэг-листе. Я встретилась с создателем фильма Майклом Гибсоном.
— Как ты решил снимать фильм о Крэг-листе?
— Крэг-лист существует в Сан-Франциско уже одиннадцать лет. Я сам снял через него квартиру, нашел почти всю мебель, велосипед. Я даже познакомился со своей подругой через Крэг-лист. Потом я заметил, что Крэг-лист начал распространяться в другие города и страны. К 2003 году он стал самостоятельным миром. Тогда я понял, что нужно снимать фильм. Очень будничный. Достаточно снять один день из жизни сайта. Рядовых покупателей и продавцов, их мысли, их истории. Я хотел снять именно обыденные сюжеты, не выискивая исключительные, из ряда вон выходящие случаи, не затевая специальные постановки. Повесил объявление на Крэг-листе о поиске партнеров по съемкам. У меня почти не было денег и своего оборудования. Поэтому я попросил всех желающих присоединиться и помочь мне — съемками, техникой, работой, музыкой для фильма.
— Необычный способ кинопроизводства. Без денег, без команды?
— Стиль фильма тоже необычен. Он повторяет неприхотливый дизайн сайта. Иногда кажется, что смотришь не фильм, а реалити-шоу. На следующий день после публикации объявления я открыл почту и увидел полторы сотни писем от людей, желающих снимать кино вместе со мной. Через неделю число предложений перевалило за тысячу. Люди писали: «У меня есть камера», «У меня есть звукозаписывающее оборудование». Мне прислали в общей сложности около трехсот компактов, из которых я мог выбирать музыку для фильма.
Вскоре мы организовали восемь съемочных групп: режиссер, водитель, звукооператор и журналист. Определили день — 4 августа 2003 года. Не более 24 часов. Мы думали выбрать типичные истории, однако нам попадались довольно странные экземпляры.
Мы встретили женщину, которая искала донора для зачатия. Она хотела, чтобы им стал гомосексуалист: не связывая себя браком, они вместе будут растить и воспитывать ребенка. Другая женщина организовала группу поддержки для владельцев кошек, болеющих сахарным диабетом. Молодая пара распродала все имущество, чтобы отправиться в кругосветное путешествие. Всего за 24 часа нам удалось отснять сто двадцать одну историю. В 87 минут фильма поместился двадцать один сюжет, но на DVD мы записали и три часа съемок, не вошедших в основную версию.
— Майкл, расскажи, пожалуйста, о себе. Это твой первый фильм?
— Второй. Первый был научно-фантастический, я сделал его несколько лет назад, но он еще не вышел в прокат. А вот «Крэг-лист» уже в прокате и скоро появится на DVD. Поскольку первый фильм не принес мне прибыли, я занялся «Крэг-листом» — он малобюджетный. Другие мои работы сложнее: там постановочный свет, профессиональные камеры, актеры. В «Крэг-листе» все иначе: свет естественный, спецэффектов никаких, нет профессиональных актеров. Я понимал, что так и нужно делать кино о Крэг-листе.
— Как ты договорился с администрацией Крэг-листа?
— Когда я впервые связался с ними, они ответили, что не хотят, чтобы я посылал письма пользователям, чьи объявления меня заинтересовали. Почему? — спросил я. «Это конфликт интересов! Этика наших отношений с пользователями будет нарушена. Пользователь, опубликовавший объявление по одному поводу, не хочет, чтобы к нему обращались по другому. Если кто-то продает тостер, он, возможно, не хочет, чтобы с ним связывались по поводу кино». — «Как же я тогда сделаю свой фильм?» — «Хорошо, на один день мы сделаем специальное исключение для тебя. В течение дня всякий, кто опубликует объявление, увидит специальный анонс: «Если вы хотите участвовать в съемках документального фильма о Крэг-листе, нажмите на эту кнопку. Этим вы позволяете автору фильма связаться с вами, если он решит это сделать»».
Таким образом, они заранее получали разрешение на мой возможный контакт с авторами объявлений. Я уже начал волноваться, поскольку до назначенных съемок оставались сутки, и если бы никто не нажал на кнопку или желающих оказалось недостаточно, мой проект бы провалился. Однако жители Сан-Франциско за день разместили почти тридцать тысяч объявлений, и две тысячи человек согласились участвовать в фильме.
— Когда ты спрашиваешь «Кто такой Крэг?», а пользователи даже не знают, никогда не задумывались о его существовании, становится не по себе. Ведь он же бог этого мира — не просто создатель, — от него зависит настоящее и будущее.
— Конечно, я думал о том, как показать Крэга Ньюмарка в фильме. Если вы зайдете на сайт, то сможете найти информацию о том, кто, когда и почему его сделал. Однако основатель сайта, его руководитель, который держит все ниточки от созданного им мира, — настолько призрачная и незаметная фигура, что его могло бы и не быть.
— На пресс-конференции Джима Бакмастера — директора Крэг-листа журналисты спрашивали: «Какова стратегия вашей компании?», «Кто ваши основные конкуренты?», «Как вы будете продолжать захватывать рынок и развиваться?». Он говорил одно и то же: «Мы не собираемся захватывать рынок, у нас нет никаких конкурентов, мы заботимся о пользователях, и поэтому не будем вводить дополнительные платные услуги, не будем вводить рекламу, нам хватает денег, а расти мы не хотим!» Все это звучало довольно радикально. Как будто перед нами выступал коммунист-идеалист, а не директор преуспевающей компании.
— Да, действительно, они выглядят политически ангажированными, хотя на самом деле таковыми не являются. Вряд ли Крэг Ньюмарк сидит и обдумывает, как обустроить политическую реальность. Хотя он высказывал либертарианские взгляды. Я писал сейчас бумаги для Public TV, где будет показан «24 часа на Крэг-листе», и они попросили меня сделать текст для их сайта — рассказать о философии Крэг-листа. Мне кажется, что Крэг Ньюмарк не бизнесмен в традиционном понимании этого слова. Люди думают, что Крэг — это воплощение американской мечты. Ты придумал что-то нужное-полезное — и ты продаешь это за максимально возможные деньги. В случае с Крэгом это совершенно иначе. Как ни удивительно, его замысел альтруистичен. Придумав замечательный сервис, Крэг решил брать столько денег, сколько нужно для поддержания проекта (сейчас Крэг-лист берет плату только за объявления о приеме на работу, и то очень скромную). Он действительно решил отдать проект людям, и он искренне рад, что его детище так востребованно и нужно.
Если смотреть с точки зрения бизнеса или политики, такая позиция действительно покажется радикальной. Однако в ученой среде, например, это поведение совершенно естественно. Научное сообщество, созданное американским правительством после Второй мировой войны, когда, в панике перед растущей мощью СССР, оно вложило огромные средства в военные разработки, породило определенную ментальность. Выйдя из военных проектов, многочисленные группы ученых занимались прежде всего наукой. Для них привычным был свободный обмен информацией, желание делать полезные проекты, которые могут изменить жизнь к лучшему. В этой атмосфере возникли интернет и открытый код. Мой следующий фильм посвящен философии открытого кода. Он будет подробно рассказывать о том, откуда взялась эта культура, этот тип мышления и поведения. Это кино о поколении ученых, родившихся после Второй мировой войны. О том, как они сегодня встречаются с современным капиталистическим миром. Такие люди, создавая что-то нужное, отдают это окружающим. Зарабатывание денег для них не главное.
— Однако ты, наверное, согласишься, что Крэг, не желая влезать в бизнес и политику, игнорируя их законы, создает новое пространство для политики и бизнеса. В твоем фильме это показано замечательно точно.
— Конечно, если у вас нет идеологии, это не значит, что вы свободны от идеологии. Крэг исходит из того, что люди в целом хорошие. И отношения между людьми не нужно пристально контролировать. На Крэг-листе есть кнопки, позволяющие заявить, что текст объявления на самом деле спам или опасен. И, если таких «флажков» появляется много, объявление удаляется. Таким образом сообщество проводит самоцензуру.
Интересно, что сам Крэг все равно держит бразды правления. Если кто-то настойчиво публикует расистские или другие неполиткорректные сообщения, Крэг просто говорит: «Эй, я его блокирую». В каком-то смысле он диктатор, у которого полный контроль. Это как во многих проектах открытого кода. Там всегда есть во главе такой же диктатор, который всем заправляет. Крэг-лист вряд ли можно назвать демократическим. Хотя десятки тысяч пользователей одновременно сидят там, и большинство вполне довольны.