А никому не приходило в голову подумать о том, чем занимаются иракские граждане, пока идет война? Ну, например, где они работают, что они кушают, как живется им без электричества, воды и первой медицинской помощи? Ерунда, конечно, понятное дело, что швабода дороже, но все таки! Американцы тоже не публичную библиотеку или церковь девы Марии пришли открывать в Ирак, вот и музей не охраняли.
Пришли они открывать Макдональс и Адидас, что нисколько не скрывают, а горячо пропагандируют, как символы веры.
Более того, вся неконсервативная, Бушевская экономическая философия на этом и построена.
Там образом, речь идет о вещах простых и приземленных.
В статье «Багдат Нулевой год» («Baghdad Year Zerо«)Наоми Кляйн проводит неутешительный анализ состояния иракской экономики. Наоми Кляйн — левая журналистка. Может быть, она что то преувеличивает, недоговаривает, искажает? У кого-нибудь есть другая информация?
По словам Наоми, в Ираке безработица 68%. На предприятиях, которые еще «работают», свет включают на пару часов в день, так что их с трудом можно назвать работающими предприятиями. Мародеры расхитили все, что можно было унести.
Буквально сразу же после взятия Багдада, было уволено около полумиллиона государственных служащих, естественно , без всяких социальных пособий. 200 крупнейших предприятий Ирака были выставлены на продажу на жестких условиях : никаких налогов, разрешены увольнения, никаких социальных программ, всю прибыль можно вывозить из Ирака, все лицензии на 40 лет и так далее.
Таким образом, если бы не началась партизанская война, то активы страны были бы распроданы на очень выгодных для покупателей-инвесторов условиях в короткий срок. Не понятно, как бы Ирак возвращал 120 миллиардов внешнего долга, если его правительство не брала бы налоги с иностранных предприятий, а других в стране бы просто не было.
Видимо, иракцам бы пришлось жить «затянув пояса» до скончания времен.
После того как начались кошмарные похищения, отрезания голов и другие ужасы, надежды на то, что придут хоть какие то инвестиционные деньги поугасли. А другого плана, похоже, предусмотрено не было.
Внутреннюю экономику страны быстро и необдуманно разорили, и распустили, а иностранцев всех прогнали партизаны. В результате миллионы молодых мужчин, которые должны кормить семью остались слоняться без дела.
Тут то и появились славные люди типа Ал Садра и его Mahdy армии, молодые клерикальные мусульмане экстремисты, которых во время правления усатого злодея — Саддама особенно не жаловали, и нашли множество сторонников.
На щедрые инвестиции из Сирии, Ирана и Саудовской Аравии , кажется Пентагон назвал сумму, по крайней мере, в полмиллиарда долларов, они сделали 3 вещи :
1. Закачали немного денег на благотворительные цели : оказание первой медицинской помощи, починку электричества, регулирования движения и охрану мечетей .
2. Установили щедрый и жесткий ценник на диверсионную деятельность : что то около 700 долларов за подрыв танка, 500 долларов за подрыв мины, 10 т. долларов за взятие заложника.
3. Начали насаждать суровые мусульманские религиозные законы, наказывать женщин не носящих паранджу.
И вот уже тихий иракский инженер или работник мыльной фабрики просыпается как то утром горячим приверженцем мусульманских экстремистов …
Сначала, вроде как и вынужденно, в среднем у каждого уволенного в государственной службы иракца по 5 иждивенцев на шее висят, но постепенно «я меняю службу, служба меняет меня».
Вероятно, американцы хотели повторить в Ираке опыт России, где население пережило Гайдаровскую шоковую терапию за счет приусадебных участков в 6 соток. Нужно признать, что в России все таки, не были разрушены основные коммуникации, тепло, воду и свет в дома и учреждения подавали, первая медицинская помощь худо бедно, но была. И хотя на зарплату гос. Служащих прожить было невозможно, но государственные предприятия просуществовали достаточно долго, чтобы дать возможность людям постепенно сделать выбор в сторону коммерческих. Кроме того, психологически, народу было куда пойти и пообщаться. Хоть и забесплатно, но социально, это было бесконечно важной деталью психологического выживания. Ну и Россия страна в целом христианская. Думаю, что там ни при каких обстоятельствах не получила бы широкое распространение практика отрезание голов, сжигание трупов врагов и пляски вокруг их тел.
Представляете, что бы случилось, если бы в Россию вошли иностранные войска и разрушили полстраны?! И начали распродавать российские предприятия в тот же год, предварительно уволив своим указом раз и навсегда большинство населения?
Немедленно поднялась бы здоровенная дубина народного гнева!
Видимо, американцы решили, что черножопые оголодавшие иракцы «и так переконтуются». Выходит, что иракцев, действительно, что называется, прижали к стенки! По любому из американских сценариев, у них не было бы никакой надежды на более менее приличный выход. Хоть бы Ирак лопался от инвестиций, по программе Бремера, все прибыли все равно должны были безналогово уходить за границу.
Ну так не бывает! Такая самоуверенность и глупость, естественным образом приводит к проблемам.
С увеличением сопротивления, американцы спохватились, частично отменили план всеобщей приватизации, даже приняли обратно на работу какое то количество народу. Начали выкупать оружие у населения, тратя на это большие суммы, вместо того, чтобы сначала охранять склады, где оно лежало, а потом занять это население чем нибудь, чтобы ему не когда было бы стрелять.
Насколько я понимаю, сейчас никто не знает что делать. Ни одна западная компания инвестировать в Ирак в здравом уме не будет. Восстановить там государственную экономику тоже не реально. Экономика террора, которая вирусом разрослась в Палестине и Чечне, набирает обороты.
Керри тоже ничего особенного не сделает. Не станет же он обратно вводить государственное регулирование…
Кроме того, открытое финансирование «экономики террора» в том числе и Саудитами, это уже реальное противостояние Америке. Вполне возможно, что Америке, чтобы выкрутиться из этой ситуации, нужно будет идти дальше и развивать «стратегию превентивного нападения».
Получиться сказка про тетку, которая проглотила муху, и чтобы ее достать, проглотила паука, а чтобы достать его проглотила птичку, а чтобы ее , проглотила кошку, и так далее без конца…
Сказочка, нужно заметить, довольно депрессивная.