почему мне дорог lib.ru

Лет 5-6 назад я делала проект под названием Русская книга (russianbook.ru). Вчера получила скорбное письмо из Россниироса

«В связи с неоплатой услуг по продлению регистрации домена RUSSIANBOOK.RU

делегирование домена прекращается с 01-MAY-2005.»

Хороший домейн. Продлить что ли регистрацию?

Активное участие в старт апе принимала замечательная . Благодаря ей проект оказался внятным, грамотным и расширялся стремительными темпами.

Коммерческая идея (по сути интернет-магазина) была в том, чтобы торговать не книгами со склада, а выступить посредниками между питерскими букинистами, а в перспективе и частными гражданами, и многочисленными покупателями. Мы начали собирать базу русских книг «вообще когда либо изданных», а пришедшие заявки относить в букинисты.

Важной частью бизнес-плана было питерское местоположение компании. Цены на книги в питерских букинистах просто смехотворные, а из желающих избавиться от чудесных книг граждан, выстраиваются длинные очереди. Собрания сочинений Чехова за 10 баксов, отличные детские книги 70-тых по пол доллара.

Мы моментально набрали самую большую, на тот момент, базу в рунете — больше 100 000 книг, посещения у сайта росли также быстро, как и количество зарегистрированных пользователей, народ названивал со всех концов света, требуя продать ту или иную книгу.

Однако, интернет-бум закончился, инвестора мы так и не нашли. АСТ, потенциальный партнер проекта, решил не встревать, и, после долгих размышлений отказался что-либо делать он-лайн. После долгих агоний, проект был закрыт.

Место погибшей Русской книги занял очень удачный проект- alib.ru, сделанный настоящий книготорговцем, «человеком на своем месте».

Он самостоятельно, не торопясь, без всяких инвесторов и компаний-партнеров, превратил сайт из любительской странички в оживленное место, где множество народа реально продает и находит нужные им книги по очень гуманным ценам.

Мой персональный вывод из мучительной смерти «Русской книги» — никогда не влезать в «чужую телегу».

Меня никогда не интересовала ни торговля, ни посредничество.

Восторги, который вызывали у меня размышления о «Русской книге» были совершенно другой природы.

вот о чем мне мечталось:

  • Собрать буквально всю базу, всех книг, когда либо издававшихся по-русски.
  • Приаттачить ко всем книгам файлы с электронными текстами.
  • Постепенно, методом проб и ошибок, выстроить виртуальное рабочее место, с персональной библиотекой пользователя, книги которой он сможет комментировать.
  • Комментарии пользователей постепенно превратятся в книги, которые тоже встанут на чьи то полки. Граница между читателем, писателем, издателем, станет не траншеей боевых действий, как сейчас, а почти прозрачной чертой перетекания и взаимодействия, потому что писателю нужен читатель, а не только и не столько клиент.
  • Естественно, давно назревшая необходимость, находить себе френдов по wish-list. Библиотека вам сама вежливо предлагает: «Не хотите ли просмотреть персональные страницы пользователей, у которых совпадение с вами книжных полок больше, чем на половину?»

Вся «Русская книга» могла бы стать единым гармоничным пространством Живой Библиотеки.

Хотелось потирать руки в предвкушении удивительных событий, которые станут возможными на пересечении людей, текстов, ссылок.

Оплакивая Русскую книгу, я отчетливо понимаю свои ошибки. Нужно было не городить огород с торговлей, реальными магазинами и ценами, а делать просто библиотеку, или даже не делать ее самой, а включиться в существующий проект, например lib.ru или другой аналогичный проект бесплатной библиотеки.

Поэтому мне кажется, что так важно, сохранить Lib.ru. Библиотека Мошкова — это и пример личной удачи человека, который все делал правильно, и надежда на развитие событий, которое принесет нам удивительные новости.

Не хотелось бы жить в мире, где новости литературы наполнены информацией об увеличении валового оборота книг (текстов) и покупательной способностью населения. Хочеться посмотреть как будет выглядить новый тип контента, новый тип писателя и читателя. Хочется тех самых «удивительных новостей».

Однако, чтобы родить такой проект, нельзя говорить, «вот сейчас я немного потерплю, поделаю то, что мне совершенно не охота, но для великой цели, а уж потом то начнуться сплошные интересности».

Нельзя учавствовать в создание управленческих структур, замешанных на связях, и вялых бюрократизированных фондов.

Мой жизненный опыт говорит: все иерархические структуры скорее рано, чем поздно становятся могилами своих создателей. Человеку не свойственна такая форма организации, такая форма жизни. Мне она не свойственна.